Ближайший Старт курсов – 29 марта 2025
Идет Набор!
Все темы блога
15.03.2022

3 известные картины в знаменитых фильмах

девушка с жемчужной сережкой

Шедевры изобразительного искусства играют важную роль в кинематографе. Они создают особую атмосферу, и нередко являются способом донести истинные мысли автора и скрытый подтекст. Художественные картины в кино намекают на истинную натуру героев. Точно подобранное произведение, на фоне которого разворачиваются события, способно полностью изменить смысл фильма и помочь зрителю правильно трактовать его содержание.

«Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера

Существует не так много картин, которые вдохновляют целые фильмы, но «Девушка с жемчужной сережкой» – одна из них. Знаменитая картина была написана в 1665 году голландским живописцем Яном Вермеером. Она захватывала воображение художников, поэтов, писателей и кинематографистов на протяжении многих поколений. Почему картина Вермеера так популярна? Она традиционно соперничает по экспозиции с шедевром Леонардо да Винчи «Мона Лиза».

До сих пор неизвестно, для кого действительно художник нарисовал ее в 1665-1666 году. После написания произведение оказалось в коллекции покровителя автора, а затем оно было продано его зятем и потеряно, пока не всплыла 200 лет спустя. Коллекционер случайно купил ее за 2 гульдена (чуть меньше 1 доллара). Вскоре выяснилось, что это великий Вермеер. После смерти владельца шедевра в 1902 году она была передана в дар Маурицхейсу в Гааге, где и находится до сих пор. Есть три качества, которые, по мнению экспертов, делают «Девушку с жемчужной сережкой» такой соблазнительной.

кадр 1 из фильма «Девушка с жемчужной сережкой» кадр 2 из фильма «Девушка с жемчужной сережкой»
кадр 3 из фильма «Девушка с жемчужной сережкой»

Во-первых, это бесспорная красота. Поразительный синий и желтый цвет платка девушки на черном фоне, блестящая жемчужина, созданная несколькими быстрыми штрихами, искусная игра света и тени на ее сияющей коже, озера ее глаз: все это придает художественному произведению истинную гармонию. Вторая соблазнительная особенность картины заключается в том, что девушка выглядит как будто знакомой. Чья-то дочь, подруга или соседка будет похожа на нее. Третье – таинственность, ведь неизвестно, кто эта девушка и о чем она думает. Действительно, о Вермеере также известно мало. Он прожил всю жизнь в голландском городе Делфт, женился на католичке, жил у тещи и у него было 11 детей. Художник написал 36 картин, многие из которых изображают одиноких женщин, занимающихся повседневными делами, такими как наливание молока, написание писем, игра на лютне.

В 1999 году именно эта великолепная работа вдохновила Трейси Шевалье на сочинение одноименной книги. Затем появился оригинальный сценарий, в 2003 году превращенный в замечательный фильм с Колином Фертом и Скарлетт Йоханссон в главных ролях. Картина «Девушка с жемчужной сережкой» была представлена совершенно новой аудитории.

«№ 5, 1948» Джексона Поллока

Окончание II мировой войны ознаменовалось поиском новых идеалов. Такие живописцы, как Поллок, Ньюман и Виллем де Кунинг, расширили свои творческие границы в направлении абстрактного экспрессионизма. Они экспериментировали со стилем и постепенно разрушали классические идеалы изобразительного искусства. В результате начали появляться яркие революционные работы, навсегда изменившие классическое искусство. Работа Джексона Поллока «№ 5, 1948» создана с нетипичным использованием большого объема краски, из которой получилось что-то, напоминающее хаотичное гнездо.

картина абстракция кадр 1 из фильма «Из машины»
кадр 2 из фильма «Из машины» (2014)

Вместо того чтобы работать за привычным мольбертом, Поллок помещал холст на пол и капал на него краску, работал с затвердевшими кистями, палочками для нанесения мазков. Художник начал экспериментировать с техниками нанесения красящих составов задолго до написания «№ 5 1948 года», и очень быстро этот стиль стал культовым. Он использовал синтетические глянцевые эмалевые краски вместо привычных масляных, тем самым поддерживая революцию в живописи.

Каждый раз, когда одна из картин Джексона Поллока продается за сумасшедшие деньги, появляются статьи с вопросом, почему. Короткий ответ заключается в том, что они представляют собой основу, меняют представление о самом искусстве. Они могут не считаться традиционно красивыми, но являются живой историей искусства. Работа Поллока является важным элементом, использованным в режиссерском дебюте Гарланда. События ослепительно красивого технологического триллера «Из машины», который отвечает на серьезные вопросы о природе интеллекта – как искусственного, так и природного, разворачиваются на фоне шедевра «№ 5, 1948» Поллока. 

Фильм с щекочущими нервы демонстрациями синтезированной кожи и незавуалированного вуайеризма был снят в 2014 году. С его отражающими поверхностями, ледяными звуковыми пейзажами и геометрическими композициями Кубрика, это научно-фантастическое кино является очень соблазнительным. Его подрывные пристрастия скрыты двусторонним зеркалом серебряного экрана, а расхаживающие без одежды андроиды мечтают о гораздо большем, чем быть просто электрическими овцами. Культовая картина Джексона Поллока здесь как нельзя кстати.

кадр 3 из фильма «Из машины» кадр 4 из фильма «Из машины»
картина сюрреализм

«Купальщица» Пабло Пикассо

Художественное произведение, использованное в фильме Вуди Аллена, было написано в 1928 году. Картина «Купальщица» – миниатюрная работа, относящаяся к серии курортных зарисовок, созданных в Динаре в период увлечения автором сюрреализмом. Многочисленные картины Сезанна оказали глубокое влияние на Пабло Пикассо и других художников. Под их влиянием автор создал знаменитую серию «Купальщиц». Встречи художника с Мари-Терез были тайными, поэтому художник мог доверить свои чувства только холсту.

Живописец всегда отличался неординарным взглядом на жизнь и использовал в своих работах творческий подход ко всему. «Купальщица» – это начало обновленной эры творчества автора и возникновение новых тенденций в изобразительном искусстве. Эта известная картина сегодня признается особенно ценной. Культ этого художественного произведения связан с его экспериментальностью и свежестью. Она демонстрирует, что автор находился в активном поиске для вдохновения.

Позднее эти тенденции вылились в появление кубизма. Пабло Пикассо всегда восхищался обнаженным телом женщины и искал подходящий, свой собственный стиль для его изображения. На картине женская красота гармонирует с чистотой и первозданностью воды. Подобные мотивы прослеживаются во многих картинах художника.

Картина Пикассо дважды показывается в кинокартине «Полночь в Париже», снятой в 2011 году. Это фантастический комедийный фильм снимался по сценарию Вуди Аллена. Действие разворачивается в Париже, молодой сценарист вынужден решать разногласия с невестой. Он путешествует во времени каждую ночь и знакомится с культовыми личностями.

кадр 1 из фильма Полночь в Париже кадр 2 из фильма «Полночь в Париже»
кадр 3 из фильма «Полночь в Париже»

Сначала картина «Купальщица» появляется в сцене, когда Пикассо обсуждает ее с Гертрудой Штайн в ее кабинете. Во второй раз она попадает в кадр, когда Гил с невестой и ее подругой посещают музей. Тема обнаженной натуры в фильме Вуди Аллена играет важную роль и выбор картины «Купальщица» является оправданным. В 2012 году фильм получил премию «Оскар» за и премию «Золотой глобус» за лучший сценарий. Он был номинирован еще на три премии американской академии – за лучшую картину, режиссуру и художественную режиссуру.

Ещё:

1. Как выбрать карандаши для рисования
2. Похожие картины, или Картины-двойники
3. Декоративно или живописно?
4. Натюрморт – беседа живописца с натурой

*Фотографии взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.