Казимир Малевич является одной из самых самобытных фигур в художественном авангарде. Художник стал во главе движения супрематистов, которые отошли от использования предметности, и наглядно продемонстрировал способность абстрактного искусства воздействовать на эмоции людей. Сегодня его дело продолжили молодые современные художники, которые продолжают открывать все новые горизонты в заданном Малевичем направлении. Однако без основателя супрематизма сложно представить, по какому пути бы развивалась живопись.
Краткая биография художника
Казимир Северинович Малевич появился на свет в 1879 году в Киеве в большой семье этнических поляков. Он был старшим из 14 детей. В семье все разговаривали только по-польски, а с соседям — по-украински. Вплоть до 17 лет будущий художник воспитывался в домашней обстановке. В 1896 году Казимир поступил в Киевскую рисовальную студию, однако после переезда семьи в Курск ему пришлось начать работать.
В 1905 году художник уехал в Москву для того чтобы поступить в Московское училище живописи, однако попытка не увенчалась успехом. В 1907 году он окончательно перебрался в Москву. Начиная с 1910 года на неопримитивистское творчество художника обратили внимание, он познакомился с Хлебниковым, Моргуновым и Матюшиным. В 1915 году Малевич пишет «Черный квадрат», а через год после этого он основывает общество «Супремус». После революции Малевич посвятил свое творчество развитию советского искусства. Он жил в Петрограде, работал вместе с Маяковским и Мейерхольдом. Также им было создано общество УНОВИС.
В 20-х годах Казимир занимал пост директора различных музеев и институтов Петрограда, преподавал в мастерской в Киеве, выставлялся в Берлине и Варшаве.
В 1930-х годах Казимир Малевич работал в Русском музее, выставлялся в большом количестве различных творческих центров. Писал в большинстве своем портреты, однако продолжал интересоваться скульптурой и архитектурой. В 1933 году художник внезапно тяжело заболел. К 1935 году Малевич скончался. Художник похоронен возле села Немчиновка, где долгое время жил и работал.
Черный квадрат
Картина «Черный квадрат» является одним из самых известных произведений искусства в мире. Созданное в 1915 году полотно сегодня имеет вид черного квадрата, покрытого многочисленными трещинами. По словам художника, с помощью этой картины он сделал шаг на пути к чистому творчеству, полностью отказавшись от предметности. Это «нуль форм», символ отрицания, обнуления предшествующей художественной культуры. Ноль — это беспредметность, «пустыня небытия», завершение привычного предметного мышления.
Картина появилась перед взором широкой публики в 1915 году в Петрограде. Первоначальное ее название было «Черный прямоугольник на белом фоне». После ее переименовали на «квадрат» несмотря на некоторые геометрические неточности. На полотне нет черной краски, оттенок стал результатом смешения различных цветов. С помощью данного приема автору удалось создать подвижную форму, наполненную динамикой. Малевич часто говорил, что создал картину под воздействием «космического сознания».
Некоторые критики видят в нем идею противопоставления поверхностному, черно-белому отношению к миру понимаю всего разнообразия и сути бытия. Сегодня картина находится в Третьяковской галерее. Многие коллекционеры готовы приобрести полотно за сумму от 140 миллионов долларов.
Супрематическая композиция
Не менее известной картиной Малевича является написанная в 1916 году «Супрематическая композиция». На ней можно увидеть множество геометрических фигур с синим прямоугольником в центре, пронзенным красным лучом.
Эксперты считают композицию выражением протеста художника против натурализма и предметности. В каждой фигуре заключен смысл, их расположение не случайно. В 1927 году полотно вывезли в Берлин для демонстрации на выставке. Однако после этого Казимир Малевич поспешил вернуться в СССР и передал картину Гуго Герингу. Немецким нацистам творчество художника не понравилось — они решили уничтожить его полотна. Однако Герингу удалось их спасти. Затем «Супрематическая композиция» меняла владельцев, а в 2018 году ее приобрел анонимный покупатель за сумму 85 812 500 долларов.
Точильщик
Произведение «Точильщик» написано Малевичем в 1912 году. Центр картины занимает колесо, также зрителю представлено движение ног и рук мастера. Одна рука находится в процессе поднесения ножа к станку, тогда как другая прижимает лезвие к точильному кругу. Лицо и голова неизвестного точильщика на полотне не отображены и зрителю остается только гадать.
Можно рассмотреть густые рыжие усы — единственную характерную особенность мастера. Полотно «Точильщик» оригинальным образом объединила кубизм с футуризмом, ее называют примером футурокубизма. Из кубизма художник позаимствовал нагромождение форм, а из футуризма — энергию, выраженную мельканием деталей. В 1920-х годах картина была представлена в рамках экспозиции Первой русской выставки. Там ее приобрела нью-йоркская художница Катерина Дрейер, которая увезла произведение в Америку. Сегодня «Точильщик» можно увидеть в художественной галерее Йельского университета.
Таким образом, творчество Казимира Малевича остается необыкновенно актуальным и в наше время. Его полотна оцениваются экспертами как одни из самых дорогостоящих, коллекционеры стремятся получить его произведения для своих собраний. ТОП-3 известные картины автора — это только верхушка айсберга его творчества, самобытного и своеобразного. Для людей, интересующихся живописью, знание смыслов и идей Казимира Малевича станет кладезем философских размышлений. Современный дизайн и искусство невозможно представить без той неоценимой лепты, которую Малевич внес в мировую культуру.
Ещё:
1. 3 известные картины в знаменитых фильмах
2. Похожие картины, или Картины-двойники
3. Картина Джона Эверетта Милле «Мученица»
4. Натюрморт – беседа живописца с натурой
*Фотографии картин Казимира Малевича взяты из свободного доступа в Интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.