Все темы блога
12/10/2018

Абстрактная живопись. Точка невозврата

Мелкие атомы когда-то бывших предметов, разбитые волшебным прикосновением кисти, парят в невесомости и звонко бьются друг о друга на полотнах художников-авангардистов начала XX века. Казимир Малевич, Василий Кандинский, Франтишек Купка, Пит Мондриан, Пауль Клее, Наталья Гончарова, Владимир Татлин, Михаил Матюшин и многие другие художники были приверженцами разных авангардных течений, косвенно или напрямую развивая абстракционизм.
 
Сама абстрактная живопись – не желание эпатировать общественность, а лишь закономерный этап развития изобразительного искусства. Стремительное течение жизни меняло диалог художника со зрителем. Требовался более простой, лаконичный язык. Игры и аллегории с реальными объектами, любование их красотой – казались оторванными от современности, устаревшими. Постепенно, была выдвинута теория «постижения» искусства только через цветовые пятна, линии и формы.

Перевёрнутый холст – начало абстрактной живописи

Однажды в тихом полумраке мастерской Василий Кандинский обнаружил необыкновенную картину. Там не было конкретных предметов и узнаваемого сюжета, а только гармоничные цветовые пятна, образующие свободную, почти идеальную, композицию. Заинтересовавшись, художник подошел ближе, и увидел, что это его же полотно, случайно поставленное на бок. Кандинский понял, что предметность – вредна его творчеству.
 
Начиная с твердых, академических установок, многолетних проб и исканий, художник вышел в открытое пространство линий и цвета. На тот последний, молекулярный, уровень, где живопись еще остается живописью. Дальше – распад.
Живопись художников конца первого десятилетия XX века закономерно пришла к точке невозврата, потеряв свою фигуративность. Традиционно именно это время считают началом абстрактного искусства, которое имеет продолжительную историю развития. Чем объясняется такой категоричный отказ от привычных и понятных всем образов реальности?
 
Во-первых, не стоит забывать, что во всем западноевропейском искусстве произошел огромный переворот эстетического мировоззрения, разлом классической художественной школы. Впервые с академизмом в живописи стали бороться импрессионисты, пытаясь вырвать природный миг и некую атмосферность при помощи своеобразного характера мазков и определенной палитры цветов. Экспрессионисты меняют не только цвет, но и разрывают линию рисунка, делая ее подчас невыносимо уродливой и безжизненной. И, в конце концов, раздробленные двухмерные композиции кубистов разрушают пространство и время, говоря со зрителем на примитивном языке геометрических форм.
 
Но неужели все эти «скандальные» течения создавались для одного лишь желания всеобщего примитивизма? Конечно, нет. Современная абстрактная живопись того времени пыталась вызвать человека на духовный диалог через новые, довольно своеобразные ассоциации, символы, иносказания, предупреждения, если хотите. Цвета, линии, текстуры, формы и неопределенные пятна на полотнах художников – вели зрителя по прямому и быстрому пути к чувствам и мыслям. Доступность абстрактной живописи и совершенная, космическая свобода изображения, независимость от фигуративности – вот, к чему стремились художники.
 
Все это было подтверждено философскими трудами, в которых искусство «строило» идеальную гармонию жизни общества. Казимир Малевич разрабатывал свою теорию супрематизма, Василий Кандинский писал о духовности в искусстве и принципе «внутренней необходимости». А первооткрыватель «четвертого измерения» в живописи и основатель лучизма – Михаил Ларионов – стал предтечей русского абстракционизма.

Известные художники и техники абстрактной живописи XXI века

В наше время абстрактное искусство пользуется стойким интересом и среди молодых зрителей, и среди аудитории постарше. Концепция и ритм жизни современного общества навевает мысли о быстротечности всего земного, субъективности и ограниченности нашего восприятия реальности, а также острой нехватке духовности. Поэтому в абстрактной живописи картины художников XXI века – «кричат» со стен выставочных залов почти о том же, что и полотна их предшественников-абстракционистов XX столетия.
 
Американский живописец Роберт Хардгрейв размышляет о «непредсказуемости жизни», создавая футуристические  композиции, наполненные до отказа сложными частями какой-то демонической машины. Но мы видим у него и другие работы, преисполненные высокой, щемящей нотой вселенской чистоты, всепонимания, а иные – полного разрушения и агонической боли. Напоминающие яркий узор мандалы, полотна несут почти сверхчеловеческий, сакральный смысл и глубокое таинство.
 
Уникальный кубинец Хосе Парла оглушает зрителя завораживающей композиционной гармонией проволочных, упругих линий, символов и цветов своих произведений. Бывший уличный художник-граффити теперь имеет собственную студию в Нью-Йорке, работает над большими проектами и выставляется в  известных художественных галереях. Предпочитает смешанную технику абстрактной живописи: акрил и тушь на холсте, а также акрил, эмаль и гипс на деревянной основе.
 
С философской точки зрения, можно отнести любые работы и техники к абстрактной живописи: маслом, акварелью, темперой мы пишем (или рисуем графическими материалами) субъективную картину мира, основанную на нашем личном видении мира. И этот мир будет только ваш и не повторится больше ни в одном полотне. Друзья, а «реальность» вообще существует?

Рекомендуемая литература:

  • Кандинский В. В. «Точка и линия на плоскости». – М.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016 г.
  • Кандинский В. В. «О духовном в искусстве». – М.: Эксмо-пресс, 2016 г.
  • Дитмар Элгер. Абстрактное искусство. – Изд-во: Арт-родник, 2009 г.
  • Казимир Малевич. До и после квадрата. Избранные произведения из собрания Русского музея. – СПб.: Palace Editions, Государственный Русский музей, 2013 г.
  • Абстракция в России. XX век. – Спб.: Palace Editions, 2016 г. 
Читайте также: