Все темы блога
04/07/2018

Академический рисунок черепа — основа работы портретиста

Начинающий художник может задать вопрос: «Зачем мне тратить время на изображение костей?» Научиться выполнять академический рисунок черепа человека нужно для того, чтобы выработать навык правильно рассчитывать пропорции головы. И затем уже перейти к искусству создания портретов.

Ван Гог. Череп с горящей сигаретой Натюрморт с черепом Поля Сезанна
Винсент Ван Гог «Череп с горящей сигаретой», Поль Сезанн «Натюрморт с черепом».

Особенности рисования черепа

За умением нарисовать точный и выразительный портрет кроется большой труд. Нужно доподлинно знать, как устроен человеческий череп, овладеть искусством изображения его на бумаге. Иначе стать хорошим портретистом вряд ли получится. Как проходит работа над портретом? Художник рассчитывает пропорции черепа, размечает, где находятся черты лица. Затем передаёт движения мышц, чтобы на портрете сохранилась мимика натурщика. И лишь потом обрисовывает черты, накладывает тени, добавляет те детали, которые придадут рисунку законченность и естественность.
 
Успешной работа будет только при изучении академических основ. Если соответствующая база не заложена, неудачные попытки могут разочаровать начинающих художников, отбить у них интерес к рисованию. Очень важно иметь рядом опытного наставника, так как самостоятельно проходить этот путь сложно. Педагог же вовремя укажет на ошибки. Подскажет, как их исправить, дабы результат принёс удовлетворение. Чтобы в полной мере овладеть искусством рисования черепа, надо тренироваться, изображая его в разных положениях. Например, выполнить вид спереди, сзади, в профиль и «три четверти».

Картина Поля Сезанна. Натюрморт с черепами Композиция с черепом. Пабло Пикассо
Поль Сезанн «Натюрморт с черепами» 1900-е, Пабло Пикассо «Композиция с черепом» 1908 г.

Академический рисунок черепа поэтапно

На первом этапе желательно выполнять такой академический рисунок черепа карандашом, чтобы модель находилась анфас или в трёхчетвертном положении. Обойдите объект, изучите его конструкцию со всех сторон. Затем на листе бумаги наметьте лёгкими линиями контуры черепа. Старайтесь, чтобы размеры соответствовали размерам листа: рисунок должен быть не слишком большим, но и не чересчур маленьким. Учтите, что лицевая часть несколько длиннее, поэтому места для неё потребуется больше.

 

Картина Винсента Ван Гога Поль Сезанн. Изображение черепа
Изображения черепа на картинах Винсента Ван Гога (слева) и Поля Сезанна.

 

 

Основным ориентиром во время работы для вас станет серединная осевая линия, которая будет проходить вдоль всего черепа, разделит его на две половины. Очень важно соблюдать парность строения черепа и правильно передавать положение конструктивных точек и линий. Для этого нужно постоянно сверяться с натурой, уточняя пропорции. Опорными точками для художника в данном случае станут выступы костей, а также заметные углубления. Например, два симметрично расположенных лобных бугра, которые разделяют лицевую и лобную поверхности.
 
После того как обобщённая форма построена, следует особенно тщательно сверить свой рисунок с моделью, если имеются ошибки – сразу их исправить. Особенно это касается правильности пропорций, соблюдения законов перспективы. Хотя каждый череп индивидуален, форма этой части человеческого скелета, всё же имеет общую структуру. Это следует учитывать, уточняя наиболее крупные детали. Начиная учебный процесс, форму можно обобщать, не концентрировать внимание на мелких деталях – например, на зубах, незначительных выступах на поверхности костей. Поэтому преподаватели нередко обтягивают модель несколькими слоями тонкого капрона. Так легче рисовать обобщённую модель черепа.

 

Обрубовка черепа. Солдатова Инна Акишина Екатерина. Череп
Солдатова Инна, 1 ступень, Обрубовка черепа. Акишина Екатерина, 1 ступень. Череп.

 

 

Позже, когда учащиеся уже правильно передают на бумаге крупные формы, можно приступать к детальному изображению мелких – например, надбровных дуг, скуловых отростков. Здесь важно помнить о неизменном принципе рисования: «От общего переходим к частному, от частного возвращаемся к общему». Последним этапом будет тональная моделировка формы. Для этого нужно точно понять, где находится источник света, как падают световые лучи на поверхность модели. Работая над рисунком человеческого черепа, начинающий художник развивает глазомер, тренирует руку, приобретает знания и навыки, незаменимые для дальнейшего творческого пути.

Мастер-класс преподавателя Школы рисования и живописи на Татарской Димитровой Дарьи
Рисование черепа