Ближайший Старт курсов – 01 декабря 2024
Идет Набор!
Все темы блога
30.05.2018

Академический рисунок натюрморт – от простого к сложному

Собираясь выполнять академический рисунок натюрморт, важно определить, как лучше разместить композицию на листе бумаге. Какой предмет станет главным? Нужно держать в голове не только творческий замысел, но и учитывать особенности формы и цветов тех вещей, которые вы подобрали для рисунка. Когда главный предмет обозначен, цель остальных – придать ему наибольшую выразительность.

натюрморт с кувшинами натюрморт гризайль
натюрморт с африканкой

Овладеваем нужными знаниями и приёмами

Очень важно подобрать верный ракурс. Если свет будет падать спереди, то на поверхности вещей не появится теней. От этого все составляющие натюрморта станут казаться плоскими. Если, напротив, свет направить сзади, художник увидит лишь контуры предметов. Лучше всего, если свет струится сверху и немного сбоку, тогда все элементы будут выглядеть наиболее объёмными.
 
Масштаб следует выбрать так, чтобы предметы не теснились, на листе поместилось всё задуманное, но и пустого места не оставалось. Преподаватели объясняют учащимся курса, что такое композиционный и зрительный центры, и что они совпадают не всегда. Зрительный – это центр самого рисунка или картины. Композиционный – главный предмет, именно вокруг него сосредоточены все другие.
Чтобы работа была успешной, центры эти должны совпадать или же располагаться на небольшом расстоянии друг от друга. Это позволяет сделать рисунок максимально выразительным, когда все второстепенные элементы лишь «оттеняют» главный предмет. Нужно помнить, что при взгляде с различных точек, предмет этот будет смещаться по отношению к другим составляющим натюрморта. Поэтому постановку следует осмотреть с разных сторон. После этого останавливаются на конкретной точке. Отсюда художник начинает рисовать.
корзинка с фруктами деревенский натюрморт
натюрморт с фруктами

Также должна хорошо быть видна поверхность, на которой установлен натюрморт, так как она тоже входит в композицию. Предметам полагается твёрдо стоять, а не висеть в воздухе. Правильная постановка оказывает огромное влияние на результат – академический рисунок натюрморт карандашом оказывается наиболее выразительным. Учащиеся получают наглядное представление о законах композиции, важности выбора освещения, особенностях предметов.

Этапы академического рисунка натюрморт

К выполнению академического рисунка на тему «Натюрморт» учащиеся приступают после того, как они освоили изображение групп предметов, состоящих из простых геометрических тел: например, куба, шара, конуса. При этом основные правила остаются прежними. Это касается построения перспективы, соблюдения пропорций, нанесения светотени и т.д.

Таким образом, начинающие рисовальщики могут применить знания, полученные ранее. Задача будет усложнена тем, что в жизни предметы имеют разную фактуру. Кроме того, нужно будет передать пространство, выбрать верные тона, чтобы композиция получилась гармоничной. Сперва делается эскиз всей композиции в тоне. Нужно понять, как объекты, которые будут изображены на рисунке, взаимодействуют друг с другом. Затем, уже на основе эскиза, композицию размечают на листе.
 
натюрморт с лаптями натюрморт с луком-пореем
натюрморт с птичкой

Сначала «опорные» точки – те края вещей или драпировок, которые выдаются сильнее всего. Далее набрасывают общие очертания. Рисовальщики уточняют пропорции и форму предметов, начинают их построение, наносят лёгкую светотень. Затем постепенно тональность усиливается – на рисунке точно проступают тёмные и светлые вещи, они становятся объёмными. Желательно, чтобы наиболее контрастным был передний план. Чрезмерной детализации в процессе обучения лучше избегать.

Нужно помнить, что работать над рисунком следует по принципу «от общего к частному, и от частного к общему». Совершенствоваться в жанре натюрморта можно долго, выбирая для изображения более сложные предметы и драпировки из различных материалов.

Читайте также:

1. Декоративная живопись, или Искусство украшать
2. Красный в живописи – философия счастья и печали
3. Женские образы на картинах Жанет Гишар-Бюнэль
4. Подмалёвок в живописи