Искусство – эзотерично по своей сути. Когда-то очень давно оно служило культовым целям, прибегая к иносказательным образам, таящим в себе истинный смысл, зерно мудрости и знания. Начало начал – это открытие древними греками литературного жанра – «allegoreza», толкующего скрытый смысл поэтических мифов. Свободно выражая абстрактные понятия, они зародили особенный художественный приём: аллегорию (греч. allegorein — «говорить иначе»). Аллегория в живописи и других видах изобразительного искусства – это принцип сложного творческого мышления, влияющий на развитие личности, раскрывающий тайны мира и человеческой души.
Жанр аллегория в живописи прошлых веков
Старые мастера умели «поговорить» на языке иносказаний. Античный мир «вооружал» аллегорической атрибутикой своих героев. Люди христианского средневековья с помощью аллегории пытались возвести мостик между прошлым и настоящим. Во времена европейского Ренессанса этот жанр продолжал раскрываться и набирать силу, но уже активно «заработал» в эпоху барокко. Философские категории времени о сложности мироздания, непостоянстве мира, быстротечности бытия – рождали спрос на аллегорическую тематику.
Скрывая под масками образов откровенные признания и чувства, аллегория в живописи помогала художнику говорить о наболевшем, личном, запрещённом. В другом же случае – просто угождать требовательным заказчикам. Как мастеру донести до зрителя «неизобразимые» понятия добра и зла, мудрости, справедливости? Абстрактные категории настолько далеки от физического мира вещей. Но зачастую, именно материальные объекты на полотнах живописцев ярко и показательно олицетворяли сложные аллегории.
Все жанры изобразительного искусства могли раскрывать аллегорический смысл произведения. В натюрмортах и портретах художники активно применяли символику атрибутов. В пейзажах и бытовых сценах из жизни – растения, животные, люди часто были важными «проводниками» мысли, наталкивающие на размышления.
Аллегория в живописи: картины мастеров
Удивительно легко вступает в аллегорический разговор со зрителем голландский художник XVII века Ян Вермеер. Его картина «Аллегория живописи» буквально пронизана символикой иносказаний.
Холст разделён на несколько планов: тяжёлый гобеленовый занавес таинственно открывает мастерскую художника, где мы видим крупную сидящую фигуру самого мастера, массивный стол. Наконец, вглубине комнаты, одна из важных моделей – женщина, стоящая у окна, символично одетая в античные драпировки.
Попробуем разобраться с аллегорической атрибутикой картины.
- Образ позирующей девушки с книгой в руках, лавровым венком и горном – олицетворяет богиню Клио – древнегреческую музу, покровительствующую истории. Имя музы переводится как «дарующая славу». Богиня вдохновляет человека на разные достижения и определение своего жизненного пути;
- Художник намекает зрителю: неплохо бы вначале потрудиться, прежде чем стать успешным мастером. На столе лежит раскрытая тетрадь, символизируя о теоретических знаниях;
- Гипсовая маска – обязательная часть художественной практики, изучение основ рисования по образцам великих учителей;
- Большое количество красивых тканей в картине говорит нам о некоторой театральности, постановочности художественного произведения.
Русский художник XVIII столетия Дмитрий Левицкий посвятил «просвещённой монархини» великолепный парадный портрет: «Екатерина II в храме богини Правосудия».
- Императрица предстаёт перед зрителем добродетельной жрицей, следя за судьбой своего народа, жертвуя драгоценным покоем для всеобщего блага. Её белоснежное платье символизирует чистоту, напоминая древнегреческий хитон;
- Статуя Фемиды – яркая и «говорящая» аллегория в живописи: примеры изображений богини раскрывают образ беспристрастной и строгой женщины. В руках у неё чаши весов – символ равновесия и справедливости;
- Лавровый венок на голове Екатерины – напоминание о военных победах;
- Плывущие корабли на дальнем плане картины – свидетели процветающей торговой стратегии и военной мудрости.
Человек любой культуры и эпохи прекрасно понимал язык аллегорической живописи, скульптуры, литературы, подчиняясь некой театральной условности, органично существуя в символической системе знаков, ярких жестов и ролей.
Ещё:
1. Автопортреты в живописи
2. Валёры в живописи: волшебство света и цвета
3. Копирование картин: цели, особенности и приёмы
*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.