Сегодня каждый из нас встречается с собственным образом во множестве зеркал, прогрессивные люди призывают прислушиваться к своим эмоциям, желаниям, страхам. У нас есть те возможности видеть, слушать и говорить о своих персонах, какие сложно было представить ранее. Но художники с древних времен заявляли о себе в форме автопортрета (auto – самостоятельный, portrait – изображение человека). Живописали себя они в самых разных формах: в сдержанном образе за мольбертом (профессиональный автопортрет) или сосредоточиваясь на эмоциональном фоне (личностный). Так или иначе, автопортрет в живописи был (и остался) очень личным жанром (поджанром?), требующим внимания к человеку.
История автопортретов
Появление автопортрета в живописи становится возможно с укоренением представления о ценности человека. В средние века жизнь на земле представлялась подготовкой к настоящему бытию – загробному. А если все, что происходит в этом мире с человеком, временно, то как может идти речь о личности, ее уникальности или даже видимости? Из этого получалось, что в средние века категории авторства не было, тем более художник или писатель не могли писать о себе, об отдельных своих особенностях. Все изменилось в эпоху Возрождения – идеи гуманизма позволили приблизиться к отдельному человеку, открыть значимость материи. Так начался долгий и сложный путь человека к самому себе, пролегавший через сопротивление традиции, социальных норм, через недоверие к своим правам и возможностям.
Со времени Высокого Возрождения один за другим начали появляться всем известные автопортреты ярких художников: Леонардо, Рафаэля и Микеланджелло, а за ними сотни подобных авторских отражений. Но мы все еще в движении, далеко не все человеческие проявления кажутся нормальными, достойными исследования ученым или художником. Вспомним автопортреты экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона («Автопортрет № 1», 1964; «Автопортрет с поврежденным глазом», 1972).
Они не имеют ничего общего с установленными понятиями красоты, человек на них искажен болью, лицо его смято, размазано. Портретного сходства нет, но картина говорит значительно больше об изображенном, чем сдержанный портрет Андрея Матвеевича Матвеева («Автопортрет с женой Ириной Степановной», 1729). Однако художник Матвеев в свое время (петровскую эпоху) сделал огромный шаг вперед, написав одну из первых в России картин в жанре автопортрета. Да, в русском искусстве не было Возрождения и развитие светской живописи немного отставало от Европы. В результате экспериментальный автопортрет Диего Веласкеса со сложной (вывернутой) композицией («Менины», 1656) появился значительно раньше сдержанной картины Матвеева.
Впрочем, уже в XIX веке отечественные художники догнали западных коллег, чтобы в ХХ веке стать в центре экспериментов над собственным образом. Казимир Малевич и Марк Шагал не раз занимали позиции моделей. Оба художника пробовали говорить о себе в разных техниках, вплетая новые смыслы или устраняя лишние (Марк Шагал «Автопортрет», 1914; «Автопортрет с семью пальцами», 1913 и Казимир Малевич «Автопортрет», 1933; «Автопортрет», 1910-1911). Возвращения, новые формы выражения доказали, что человек – часть искусства, он не просто объект, но источник смыслов и их выражение.
Перспективы
Оказалось, что исследовательский потенциал художника при создании автопортрета совершенно бесконечен, как бесконечны разные настроения человека. Никогда не повторятся исторические условия, в которых картина была написана, ощущение себя, своего положения в мире отражается на лице и меняется с течением времени. Будет ли спокойствие у молодого человека, ожидающего начала жизни, похоже на спокойствие зрелого мужчины, попробовавшего свои силы и убедившегося в них? Будет ли картина, написанная в XVIII веке, иметь что-то общее с картиной из века XX? В конечном счете в центре всегда остается интерес, внимание к человеку, к самому себе.
Ещё:
1. Валёры в живописи: волшебство света и цвета
2. Бытовая живопись
3. Стили в живописи эпохи модерн
4. Декоративная живопись, или Искусство украшать
5. Женские образы на картинах Жанет Гишар-Бюнэль
*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.