Все темы блога
12/10/2018

Экспрессионизм – это крик!

Нет, не для сытой европейской публики, не для гармонии и красоты экспрессионисты создавали свои работы. А вопреки общим современным стандартам и потребностям толпы, сиюминутному мгновенному впечатлению, внутренней глухоте людей и, быть может, собственной душевной боли за наступающее будущее.
 
Сочетая глубокую архаичность с мрачной патетикой форм, напряженных линий и штрихов, с раздражающей обнаженностью тел, но больше душ, экспрессионизм рождал у зрителя ядовитые ощущения внутреннего беспокойства, дисгармонии и обреченности.

Экспрессионизм в живописи – злая усмешка времени

Бурное развитие индустрии, науки, искусства конца 19-го – начала 20-го века настигло Европу накануне первой мировой войны. Противоречивое время породило глубокий мировой экономический кризис, а также растерянность людей, изуродованность их жизни. Результатом первого военного конфликта такого огромного масштаба стал распад множества империй, в том числе и Российской.
 
Неудовлетворенность жизнью, властью, политическими режимами породили пугающие, изломанные образы людей, животных, мира. Безжалостно обнажая душу, экспрессионисты словно предчувствовали катастрофу и ужасались своим мыслям.
 
Охарактеризовать стиль экспрессионизм можно как субъективно-эмоциональное отражение художником того, что он видит, переживает, ощущает, предугадывает. Это личное, и даже интимное искусство, рождающееся в творческом одиночестве. Не видимый реальный мир важен экспрессионистам, а поиски собственной души, которая является неким фильтром, освобождающим от всего ненужного и наносного.

История возникновения экспрессионизма, художники

Это случилось в 1905 году. Группа молодых дрезденских художников решили бороться с «отжившими установками стариков» и создавать свободное искусство. Спустя время объединение «Мост» уже в Берлине! Так они представлялись на выставке прогрессивных художников, отвергавших академизм.
 
Итак, символичный «мост» должен быть протянут в новое искусство. Будущие архитекторы Фриц Блейль, Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуф – основатели экспрессионизма – желали изменить у публики и художников ожидание от творчества, преобразовать его. Объединение пыталось вернуть в живопись тонкость внутренних чувств, индивидуальность художественного почерка, а главное – авторскую эмоцию, пропадающую в банальности современных картинных образов и сюжетов.
 
Несмотря на то, что официально экспрессионизм рожден в начале XX века, его зачатки проявлялись и раньше: в творчестве постимпрессионистов. Любовь к передаче настроения, чувств с помощью игры цвета, искажений линий и форм, роднит Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Анри Матисса, Поля Сезанна с будущими экспрессионистами.
 
Проникновенные, глубокие, сверхэмоциональные картины Эдварда Мунка часто считают олицетворением экспрессионизма. Хотя этот художник шел своей собственной дорогой намного раньше молодой «дрезденской четверки», разъедая себя изнутри тяжелыми воспоминаниями жизни, страхами и болью. И все же – норвежец Мунк стал символом стиля. Его знаменитая картина «Крик» потрясает чудовищной агонией одинокой, истерзанной души в огромном, движущемся мире. Автор потом пояснял, что это услышанный им крик природы на закате. Но Ван Гог однажды изрек тонко подмеченную мысль: «Настоящие художники не рисуют вещи такими, как они есть… Они рисуют их, поскольку сами чувствуют себя ими».
 
Свое яркое, запоминающееся имя стиль экспрессионизм обрел с легкой руки немецкого философа, искусствоведа Вильгельма Воррингера, который описал термин в книге «Абстракция и вчувствование». Само слово произрастает от латинского expressio, что означает «выражение».
 
Предполагают и другую версию. В журнале «Der Sturm» (1911 г.) экспрессионистами назвали авторов скандальной берлинской выставки «бунтарей», отвергавших академическое искусство. Среди них были скандинавские, французские постимпрессионисты, «новые» немецкие художники, а также основоположники кубизма: Жорж Брак и Пабло Пикассо.
 
Расцвет и жизнь особенного, экзотического стиля был недолог. В 1933 году при власти Гитлера сам экспрессионизм, картины художников этого направления объявляют «дегенеративным искусством». Некоторым чудом удавалось спасти холсты, кто-то канул в небытие. Но истинные продолжатели экспрессионизма работали в этом направлении и дальше.
 
Мир знает таких крупнейших художников-экспрессионистов, как: Жорж Руо, Макс Бекман, Оскар Кокошка, Макс Курцвайль, Ян Слейтерс, Николае Тоница, Эдмон Шиле, Франц Ауэрбах и многих других.
 
Намного позже, в конце 40-х годов XX века, в американской живописи зародился абстрактный экспрессионизм, отличающийся полной независимостью от форм окружающего мира, выражающий себя лишь через текстуры цветовых пятен, линий, мазков, но с той же остротой чувств и непосредственностью творческого самовыражения.

Книги про экспрессионистов

  • Юрий Маркин. «Экспрессионисты. Живопись. Графика». Издательство: РИП-Холдинг,  2015.
  • Марк Дюпети. Немецкие экспрессионисты (серия Великие художники, их жизнь, вдохновение и творчество №114) — Киев: Иглмосс Юкрейн, 2003.
Читайте также: