Швейцарский художник Johannes Itten вошел в историю культуры не своими шедеврами, а благодаря созданной им новаторской теории цвета. На ее основе он разработал свою методику преподавания, позже описанную в книге Иоханнеса Иттена «Искусство цвета» (1970 г.). Сформулированная в XX веке методика актуальна и сейчас. Теория цвета Иоганнеса Иттена нашла применение в разных областях, от рисования до веб-дизайна. Нужно отметить, что в русскоязычных источниках встречаются разные варианты написания имени известного теоретика: Иоханнес Иттен и Иоганнес Иттен. Оба варианта можно считать допустимыми.
Основы теории цвета Иоханнеса Иттена
По мнению ученого, всем работающим с цветами необходимо понимание закономерностей взаимодействия колоров между собой. Это позволяет преодолеть неуверенность и развить интуитивное чувство гармонии. Согласно теории Иттена, все цвета делятся на 2 большие группы: хроматические и ахроматические («хромос» - греч. цвет). К ахроматическим относятся белый и черный, а также все расположенные между ними оттенки серого. Группу хроматических составляют локальные цвета солнечного спектра. Они создаются световыми волнами (табл. 1).
Если расположить хроматические цвета по окружности, то получится цветовой круг (рис. 1).
Рисунок 1. Двенадцатичастный цветовой круг Иоханнеса Иттена.
В центре цветового круга треугольником находятся цвета первого порядка. Они также называются первичными или основными. Эти колоры не могут быть получены смешением других: красный, желтый, синий. На следующем уровне круга располагаются цвета второго порядка (или вторичные). Они образуются при смешивании двух основных между собой: оранжевый, зеленый, фиолетовый. Внешнюю часть круга составляют вторичные и третичные цвета. Последние получаются при смешивании первичных и вторичных колоров:
- красно-оранжевый;
- красно-фиолетовый;
- желто-оранжевый;
- желто-зеленый;
- сине-зеленый;
- сине-фиолетовый.
Согласно теории цвета Иоганнеса Иттена, гармония цветового сочетания и впечатление от него создаются при помощи правильно выстроенных отношений между оттенками в композиции. Особенности этих отношений помогают понять 7 типов контрастов, которые сформулировал ученый.
Виды контрастов в учении Иоханнеса Иттена о цвете
Глаза и мозг человека воспринимают оттенки цветов в сравнении друг с другом. Эта закономерность стала одной из основополагающих в учении Иоганнеса Иттена о цвете. Для определения разных типов контрастов теоретиком введено понятие дополнительных цветов. Это 2 колора, которые при смешении дают серый. В круге цветов Иттена они располагаются напротив.
7 типов контрастов:
1. По цвету. Максимальным уровнем контраста обладают основные цвета. По мере увеличения примесей он ослабевает. Так, контраст цветов второго уровня уже ниже.
Контраст по цвету в картинах «Сон» Пабло Пикассо (слева) и «Бирюзовая Мэрилин Монро» Энди Уорхола.
2. По светлоте. Самый высокий уровень контраста предсказуемо наблюдается между ахроматическими белым и черным. Максимально контрастную по светлоте пару среди хроматических тонов представляют желтый и фиолетовый.
3. По цветовой температуре. Представляет отношения теплых и холодных оттенков в композиции. Этот вид контраста также позволяет создать ощущение объема или перспективы на картине, так как теплые тона кажутся визуально ближе, а холодные – дальше.
4. По насыщенности. Насыщенность уменьшается при добавлении к чистому колору ахроматического или дополнительного цвета. Использование контраста по насыщенности позволяет создать гармоничную композицию, подчеркнуть главное.
Контраст по светлоте в картине «Мужчина в золотом шлеме» Рембрандта (слева). Контраст цветовой температуры в «Крике» Э. Мунка.
Контраст насыщенности в картине «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина (справа).
5. Контраст дополнительных цветов. Располагаясь рядом, дополнительные оттенки смотрятся очень броско и ярко. Согласно книге Иоганнеса Иттена «Искусство цвета», правильное сочетание и дозировании дополнительных колоров является основой баланса.
Контраст дополнительных цветов («Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего», Сандро Боттичелли).
Контраст дополнительных цветов («Сан-Джорджо Маджоре в сумерках», Клод Моне) (слева).
6. Симультанный контраст. Этот вид основан на явлении, вызванном субъективностью восприятия цветов человеческим зрением. При рассматривании какого-либо оттенка возникает ощущение присутствия его дополнительного колора.
7. По площади. Характеризуется соотношением размеров цветовых пятен. Числовые значения гармоничных пропорций были выведены другим знаменитым исследователем Гете.
Симультанный контраст (слева) (Эль Греко «Совлечение одежд с Христа»). Контраст по площади (Сальвадор Дали «Постоянство памяти»).
Помимо описаний контрастов, Иттен разработал схемы гармоничных сочетаний. Для этого ученый снова обратился к цветовому кругу.
Схемы сочетания 2, 3, 4 цветов (слева) и 6 цветов.
Влияние работы Иоханнеса Иттена на искусство и в настоящее время по-прежнему огромно. Его теорию цвета изучают новые поколения художников, дизайнеров, фотографов. Она помогает стилистам, маркетологам и прочим специалистам творческой среды. Теория Иттена позволяет сформировать вкус и научиться использовать цвет для воплощения в жизнь различных идей.
*Снимки взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.
Ещё:
1. Золотое сечение в искусстве – формула совершенства
2. Основы композиции в рисунке для начинающих
3. Fashion скетчинг – больше чем рисунок
4. Интерьерный скетчинг позволит открыть в себе дизайнера