Все темы блога
17/04/2018

История искусства живописи

Как представить мир без живописного искусства? История живописи насчитывает тысячелетия. Взгляды на него менялись вслед за эпохой. Менялось и само изобразительное искусство. Но оно всегда оставалось важной, гуманистической частью культуры. Каждая картина дает представление об исторической эпохе, о своем авторе. С чего же все началось?

Техники живописи

Живопись, как искусство красками воспроизводить предметы на поверхностях, возникло задолго до появления христианства. Целью его было изображение предметов, подобных настоящим, чтобы удивить публику. Позднее к этому добавилась более серьезная цель - передать идею автора через зрительные образы, определенные их сочетания.Технически живописное искусство различается по видам красок:

  • Матовые – гуашь, пастель, фреска, темпера. Спектр цвета меньше, чем в глянцевых. Видимая разница между светом и тенью менее отчетливая, чем в масляных красках. Содержат в составе белила.
  • Глянцевые – масло, покрытое лаком или нет. Более яркие краски, но из-за блестящей поверхности нужно внимательно подбирать освещение, чтобы не было отсветов.
  • Акварель – стоит отдельно, потому что почти прозрачная и зрительно не похожа на первые две группы.

И по типам исполнения:

  • Монументальная – в архитектуре. Роспись стен жилых домов, нанесение фресок и выкладывание мозаик в храмах относятся к этому типу. Стационарность картин и специфичные рабочие материалы делают произведения долговечными. У многих культур до наших дней сохранились древние памятники монументальной живописи.
  • Станковая – художники работают за мольбертом. Очень распространенный мобильный тип. Можно работать в студии, или на природе, легко меняя положение. Материалы тоже вариативны – масло, гуашь, акварель, пастель и т. д. наносятся на большое количество поверхностей. Делится на множество жанров.

Жанры живописи

По жанрам произведения в основном делятся на:

  • Портретные – человеческое изображение оказывается в центре внимания. Невероятное число портретов создано с момента изобретения жанра. «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Девочка с персиками» В. Серова, «Портрет Ф. Шаляпина» Б. Кустодиева, «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» Ван Гога и другие картины представляют жанр. Часто изображения жен, детей заказывались художникам состоятельными людьми. До изобретения даггеротипов и фотографий не было других способов оставить память.
  • Пейзажные – не один художник оставил навеки изображение природы во всей ее переменчивой красоте. Леса и поля, море и пустыня нашли место на полотнах мастеров из разных стран и культур. Реализм и импрессионизм по-разному передавали одни и те же предметы живой природы, но все они оставили след в истории развития живописи.
  • Особняком стоит жанр маринистики. Изображения водной стихии имеют один предмет, но никогда не повторяются. Море занимает центральное место в творчестве И. К. Айвазовского, А. П. Боголюбова, Л. Афремова.
  • Натюрморт – жанр сосредоточен на перенесении неживой природы. Тщательно спланированные композиции постановок, или случайно подмеченные сочетания групп предметов. Они оказались удобным тренировочным полем для юных художников и спокойной пристанью для зрелых.
  • Батальные – военный жанр, особенно популярный в эпохи великих побед и завоеваний. Много картин было посвящено войне с Наполеоном - В. В. Верещагин, цикл полотен «1812 год», Ф. А. Рубо «Бородинская битва» и др.
  • Религиозные – воспроизводящие сюжеты из Священных Писаний. В России распространен в форме иконописи. Жанр, особенно актуальный в Средние века, с середины 18 века теряет значимость. Хотя авторы и более позднего времени обращаются к нему. Известны картины И. Н. Крамского «Христос в пустыне», А. А. Иванова «Явление Христа народу», В. Васнецов занимался росписью церквей.

Живописцы в основном придерживаются одного жанра. Но встречаются случаи их совмещения в творчестве художника. Или даже внутри одной картины.

Знакомство с историей

Курс по истории живописи длится 5 месяцев. Он предназначен для учащихся по программе «Академический рисунок и живопись». В рамках учебной программы предполагается более близкое знакомство с основными этапами исторического развития живописного искусства. Оно подкрепляется примерами работ мастеров, относящихся к разным эпохам и направлениям. Иллюстративный материал помогает лучше запомнить и понять теоретическую часть курса.

Таким образом, выполняется двойная задача курса: у учащихся складывается представление о истории искусства и процессах ее развития и, вместе с тем, они знакомятся с выдающимися работами художников разных эпох. Это полезные знания, которые всегда будут к месту, станете ли Вы художником или нет.