Ближайший Старт курсов – Вчера в
Идет Набор!
Все темы блога
08.11.2021

Как нарисовать осенний пейзаж?

Пейзаж – это картина, изображающая природу. Он позволяет зафиксировать на бумаге или холсте ландшафт, передать его красоту и атмосферу. Иногда на нем изображаются люди, животные или здания, но они играют второстепенную роль и только дополняют картину.

К этому жанру прибегали многие известные художники, например, Айвазовский, Левитан, Шишкин, Репин, Куинджи. Большинство из них выбирали для написания своих картин именно осеннее время, когда природа была особенно яркой и красивой.

Обилие оттенков, выразительные цвета, буйство красок всегда привлекали глаз художника и вызывали желание запечатлеть мимолетную красоту.

 Кипарис в поле
рисунок осени

Материалы для изображения осени используются разные – акварель, масло, акрил, гуашь для передачи цветов, сепия, уголь и простой карандаш для отображения монохромного пейзажа, когда разнообразие оттенков передается при помощи интенсивности нажима.

При помощи этих материалов можно также передать настроение картины, ведь осень бывает разной: теплая и солнечная с желто-оранжевыми красками, пасмурная в приглушенных оттенках, холодная и дождливая – в серо-коричневых цветах.

Правильно подобранная палитра позволяет в точности запечатлеть картину, которую видит творец, передать погоду, атмосферу, температуру и перенести смотрящего в то место, которое изображено на пейзаже.

Почему рисовать пейзаж сложно

Чтобы нарисовать картину, главное – это вдохновение и желание. Однако, начинающий художник, ранее не имевший дела с пейзажами, может испытать определенные сложности с изображением осенней природы. Рассмотрим почему.

1. Разнообразие цветов. Хотя осень – время буйства красок, оттенки на картине должны быть сбалансированными. Изобилие теплых цветов сделает пейзаж неестественным, а избыток холодных – отталкивающим и непривлекательных. А если в цветах не будет общего оттенка, картина выйдет безвкусной.

2. Сложность в выделении первого плана. Если пейзаж рисуется с натуры или по фотографии, то выделить главные объекты бывает сложно. А без основного плана картина выглядит незавершенной и нелепой, в ней отсутствует сбалансированность.

3. Освещение. Часто основную сложность составляет проработка светотени: ее отсутствие или нелогичное изображение сделают картину неестественной, а смотреть на пейзаж будет некомфортно. Особенно заметно эта проблема встает при рисовании с натуры, когда освещение в процессе меняется.

мост через реку
дорога в даль

Процесс

Рисование – это творческий процесс, который сложно подвести под определенные рамки и описать очередность работы. Но начинающим художникам стоит придерживаться определенной последовательности, чтобы облегчить себе работу.

В первую очередь нужно выбрать объект рисования. Это может быть собственная фотография, снимок из интернета или уже нарисованный пейзаж. В этом случае можно откорректировать яркость картинки для того, чтобы ее легче было перенести на бумагу.

Если же картина рисуется с натуры, нужно выбрать удобное для работы место и определиться с тем, какое пространство изображать: на слишком большом участке детали будут слишком мелкими, а на маленьком придется уделять слишком много времени их проработке. Рисовать можно и воображаемые картины, но работать с ними будет гораздо сложнее.

На следующем этапе нужно определиться с материалами. Самые распространенные для начинающих художников – это гуашь и акварель. Они недорогие, а работать с ними достаточно просто даже новичку.

Масляные и акриловые краски дороже и работать с ними сложнее, зато картина получается более насыщенной. Подойдут для этой цели и цветные карандаши.

Создать пейзаж можно и при помощи сепии, угля, сангины, простых карандашей, но рисовать ими будет гораздо сложнее: придется регулировать нажим и интенсивность штриховки, чтобы разнообразие оттенков было заметно, а это требует навыков и опыта.

Кленовый лист
во дворе

После того, как сам пейзаж и материалы выбраны, можно приступать к процессу рисования.

1. Набросок. Для удобства можно сначала сделать его на черновике, а уже затем перенести на картину. Простым карандашом нужно наметить расположение основных объектов, при этом не нажимая на грифель, чтобы линии можно было легко стереть или перекрыть красками. После того, как эскиз устроит художника, можно переходить к заполнению бумаги красками.

2. Небо. На первом этапе крупной кистью прорабатывается верхняя часть листа. Цвет или градиент варьируется в зависимости от выбранного пейзажа, но главное, чтобы возле горизонта небо было немного светлее. Если пейзаж рисуется акварелью, после этого обязательно нужно дать листу высохнуть.

3. Земля. На следующем этапе необходимо заполнить нижнюю часть листа. Сначала задается общий тон, затем пространство прорабатывается более детально. При этом нужно учесть, что чем дальше от переднего плана объекты, тем менее детализированными они должны быть.

4. Задний план. После этого необходимо изобразить объекты, которые находятся вдали: это могут быть деревья, здания или горы. Но важно помнить, что они должны быть менее яркими и насыщенными, чем передние оттенки – это создаст воздушную перспективу.

5. Передние объекты. Чаще всего на переднем плане изображаются деревья и кусты. Для этого нужно сначала нарисовать ветки, в затем, после высыхания краски, изобразить листья. Не нужно прописывать каждый листок: достаточно создать видимость кроны крупными мазками. Чтобы картина выглядела естественно, не нужно изображать слишком много цветов на одном дереве. Достаточно одного оттенка или легкого градиента.

6. Светотень. Следующий этап работы – изображение света и тени. Необходимо затемнить некоторые участки стволов, места под кустами, деревьями, возле зданий и других объектов. Нужно учесть, что если преобладающие оттенки на картине теплые, то тени должны быть холодными, и наоборот.

золотая очень
поля

7. Мелкие детали. После того, как основные объекты готовы, можно заняться проработкой деталей: изобразить травинки, облака, листья. Но главное не добавить их слишком много, так как они уместны только на переднем плане. Если картина выглядит завершенной и без них, этот этап можно пропустить: многие художники отходят от детализации и ограничиваются крупными мазками.

8. Оформление рамки. Когда работа закончена, ее можно оформить в паспарту или поместить в деревянную рамку.

При создании картины главное помнить, что это творческий процесс, который должен происходить под вдохновением. Основная цель – это не идеальный результат, а удовольствие в процессе и запечатленные на бумаге воспоминания. Помня это, осенний пейзаж можно нарисовать очень легко, а готовая работа будет радовать глаз еще долгое время.

Ещё:

1. Натюрморт из геометрических фигур
2. Творческий рисунок
3. Основные техники рисования карандашом

Приглашаем на курсы академического рисунка и живописи в нашу Школу рисования на Татарской:
расписание курсов
творческие мастерские

*В статье использованы учебные работы студентов Школы.