Для того чтобы научиться правильно рисовать лица близких людей или величественных статуй или прекрасных героев картин, нужно начать с поиска качественных курсов, которые бы обеспечили всеми необходимыми навыками новичка. Регулярные занятия под присмотром педагогов дадут более быстрый и качественный результат, чем вариант самостоятельных занятий. Но, попробовать можно и сейчас.
С чего начать?
Приступая к рисованию портрета карандашом, не забудьте выбрать подходящую бумагу, на которую бы ровно ложились карандашные штрихи. Она должна быть достаточно плотной. Акварельная бумага с заметными неровностями на поверхности не подойдет для рисунка карандашом, если он не является заготовкой для последующего покрытия краской.
Бумагу необходимо закрепить на планшете кнопками или лентой. Лист не должен передвигаться во время работы, иначе не избежать неточностей и тогда портрет будет испорчен. Сам инструмент рисования (карандаш) должен быть остро заточен и готов к работе. Для заточки подойдет острый нож или скальпель, обычная точилка не для художников.
Лучше, если будут присутствовать карандаши разной твердости, для разных типов работы: мягкий – для набросков и растушевки, более твердый – для проведения конечных четких линий. Держать карандаш нужно большим, указательным и средними пальцами, направляя движения безымянным и мизинцем, под минимальным углом к листу. Тогда, в случае оплошности или другой надобности, линии будет легче стереть, не оставив следа. Когда все подготовительные процедуры пройдены, модель готова быть изображенной, можно начинать творить.
Карандаш в руки!
Переходим к первому этапу активных действий. Есть 3 основных вида положений головы: анфас, профиль, три четверти. Лучше всего тренироваться в изображении лиц со всех позиций, чтобы почувствовать объем и форму. Но для начала стоит попробовать изобразить портрет анфас.
Рисунок головы человека в профиль (слева) и три четверти.
Не забывайте о пропорциях. Лицо не занимает все пространство головы. Поэтому для начала симметрично изобразите весь череп, на котором впоследствии появятся более конкретные черты и детали. По форме он напоминает яйцо, повернутое узкой стороной вниз.
Рисунок головы человека анфас.
Затем по центру проведите вертикальную линию, делящую правую и левую стороны на равные части, и, горизонтальную линию, которая бы разделила 1:1 верх и низ. Должен получиться крест. Вертикальная линия обозначит положение носа, горизонтальная – уровень бровей, их пересечение – уровень основания носа. Дальнейшие измерения делаются в зависимости от конкретной модели.
Соположение всех элементов на лице стоит мерить карандашом или большим и указательным пальцами. Для этого нужна точка отсчета, в сравнении с которой будут делаться остальные измерения.
Основные схемы и пропорции лица человека.
Черед деталей
После нанесения базовой разметки, можно переходить к изображению частных характеристик лица. Размеры носа, глаз, рта - все берется с конкретной натуры. Не забудьте наметить уши и прическу модели.
Удобной точкой отсчета считается размер глаза. В среднем, по ширине лица, он укладывается пять раз. Длина носа равна двум глазам, подбородок – одному, но все необходимо уточнять. Все находится в симметрии, глаз равен глазу, одно крыло носа и половинка губы – другой. Все части соотносятся между собой, они в теплых приятельских отношениях - лицо живет своей жизнью.
Голова человека в разных ракурсах и наклонах.
При работе «три четверти» сторона, удаленная от взгляда художника, будет визуально меньше и, соответственно, все пропорции будут изменены. Дальняя половина будто уходит в перспективу, так что все элементы усечены настолько, насколько мало их видно. Лицо оказывается ощутимо более объемным.
После обозначения главных элементов лица, обратитесь к выстраиванию его формы – скулам, сгибам в плоскости лба и подбородка. Кончик носа и полнота губ, форма глаз и веки тоже не должны остаться без внимания. Это то, что делает внешность каждого уникальной.
Схема рисования головы человека в разных наклонах и ракурсах.
С помощью наложения теней и тушевки объем каждой из частей портрета станет более ощутимым. В дело возвращается мягкий карандаш, которым производились первые наброски, или даже большей мягкости. Выпуклые части, кончик носа, скула и лоб, выйдут на передний план, в тени скроются менее выделяющиеся, как носогубная складка и пространство между нижней губой и подбородком. Изображение волос придаст законченность образу.
Именно этот шаг по-настоящему оживляет лицо, добавляет в него нечто особенное. Бдительное внимание при этом уделите глазам. Если грамотно передать играющий в них блеск, картина получится наполненной жизнью.
Результат есть, вы нарисовали классный портрет карандашом (кто в этом сомневается), но этот результат можно улучшить. Как? Приходите к нам на курсы рисования и опытные педагоги помогут не только добавить деталей к вашему красивому портрету, но и научат основам академического рисунка.