«Непородистый нынче медведь пошел, может, все-таки кабан подойдет?», - писал Шишкин жене, скитаясь уже четыре месяца по российским лесам в поисках главных персонажей своей картины «Утро в сосновом бору».
Художник тогда ещё не знал, как прославится это полотно. Оно станет практически достоянием массовой культуры, самым узнаваемым сюжетом и олицетворением анимализма.
Да, таких, как Шишкин, мало, но, знаете ли, и время не то, чтобы вот так бесстрашно бродить по лесам. Хотя для специфического, редкого «натурного материала» – всё же придётся потрудиться. Но для начала давайте узнаем, как научиться рисовать животных. А уж потом – вооружайтесь походными котелками, палатками и хоть прямиком в тайгу!
Иван Шишкин «Утро в сосновом бору», Василий Ватагин «Медведь в поисках меда» (1932).
Три правила, как научиться рисовать животных карандашом
Для того, чтобы
хорошо изображать животных, конечно, не обязательно становиться отчаянным натуралистом, покорять непролазные буреломы в таёжных чащах и пытаться зарисовать росомаху. Подобные моменты творчества на любителя. Но всех осваивающих этот жанр коснутся фундаментные, общие правила, которые расскажут – как научиться рисовать животных поэтапно.
Михаил Кукунов «Лисы», «Снегири».
И вот одно из них: работайте от общего к частному. Никогда не начинайте рисовать с мелких, второстепенных деталей. Посмотрите на животное в целом: какую геометрическую форму вам напоминает строение его тела и головы? К примеру, замёрзшая кошка похожа на шар, а форма туловища сидящего кролика – это овал. Таким образом, первое, что вы делаете на листе – намечаете
лёгким карандашным контуром форму своего животного в виде круга или овала. Иногда более сложную: из нескольких геометрических фигур.
Убедившись в правильном композиционном расположении объекта в листе и его величине, начинайте прорисовку отдельных частей тела, уточнение формы головы, ушей, лап и хвоста. Заканчивайте рисунок нюансами индивидуальных особенностей животного. Штрихом можно добавить тон, показывая объёмность зверя, фактуру шерсти, падающие и скользящие по морде и туловищу тени.
Реалистичная анималистика бельгийского художника Карла Брендерса.
Второе правило – это много практики! Развивайте глаз,
набивайте руку на эскизных натурных набросках, созданных непосредственно «при общении» с животными. Не пренебрегайте походами в зоопарки, «птичьи рынки», океанариумы, зоомагазины, дендрарии, городские парки и лесные массивы. Там вы в избытке найдёте «живой», уникальный материал для быстрых зарисовок и длительных работ.
Художник-анималист Persis Clayton Weirs.
Кроме того, обязательно учитесь у мэтров анималистики: Василия Ватагина, Михаила Кукунова, Карла Брендерса, Роберта Бейтмана, Дюрера и если хотите – даже у Леонардо да Винчи! Чаще просматривайте их рисунки, не считайте зазорным копировать работы
великих мастеров. И тогда, кроме законов правильного изображения, вы поймёте – как научиться красиво рисовать животных, умело показывая их естественную пластику и природное великолепие.
И последнее правило: изучайте между делом общие законы анатомии братьев наших меньших. Придёт момент, когда вы не будете думать о строении туловища зверя, но рука грамотно и виртуозно изобразит любого представителя фауны.
Картина художника Persis Clayton Weirs. Анималистика Ярослава Колобаева.
Наша художественная школа с богатым натурным фондом чучел животных и птиц – удобна и комфортна для начального обучения. На курсах педагоги не только откроют вам знания как научиться рисовать животных, для начинающих произойдёт большое погружение в опыт работы с различными приёмами мастерства, развитием наблюдательности, усидчивости и терпения. Пытаясь создать свой маленький шедевр анимализма, помните слова известного художника К. Брендерса: «Природа уже красива, уже совершенна».