Что проще рисовать - человека или интерьер вокруг него? Единого мнения нет до сих пор у решивших поспорить на эту тему. Давайте просто поучимся тому, как рисовать лестницу. На этом примере большинство поймёт, что рисовать привычные предметы не такое, уж и простое дело.
Без перспективы лестницу не нарисовать
Прежде чем становиться фотоаппаратом и стараться перенести все линии на бумагу, давайте вспомним, что такое перспектива. Это наука передачи пространства на плоскости. Да, вы не ослышались, это наука. В ней есть законы и правила, которые позволяют строить любые предметы на плоскости так, что они выглядят как настоящие.
В основе этой науки лежат исследования учёных в работе человеческого зрения и строении глаза. Видим мы благодаря свету, который попадает в глаз через зрачок и раздражает нервные клетки. Те в своё время передают информацию в мозг, где она обрабатывается. По сути, наш глаз – это и кинокамера и монитор в одном наборе, а мозг – это процессор мощнейшего компьютера.
Если глубоко вникать в дебри перспективы, то легко можно в них заблудится, поэтому мы вспомним только основные принципы:
- Все параллельные линии, находящиеся под углом к линии горизонта, будут всегда сходиться на горизонте в одну точку.
- Одинаковые расстояния и размеры будут уменьшаться по мере удаления от глаз художника.
- Линия горизонта всегда будет на уровне глаз художника. Все линии, параллельные ей, будут параллельны горизонтальному краю листа бумаги или полотна, на котором рисует художник.
- Все вертикальные линии, находящиеся под прямым углом к линии горизонта, будут параллельны друг другу и вертикальному краю полотна.
Напомнив себе основные принципы перспективы, можно приступать к практическим урокам. Для этого найдите подходящую лестницу.
Рисуем лестницу поэтапно
Когда лестница найдена, расположитесь так, чтобы для первого рисунка ракурс ступенек был попроще. Например, нарисуем лестницу в фас. Чтобы было легче это сделать, надо определиться с общей геометрической формой лестницы. Кто-то может подумать чего здесь определяться, четырёхгранные прямоугольные призмы сложенные штабелями. Так и есть, только в первом штабеле одна такая призма, во втором две, в третьем три и так далее до последней. В итоге общую форму если нарисовать получится скошенная трёхгранная призма. С неё и начинают общее построение:
- Проведём линию горизонта. Наметим общие контуры. Начало и конец. Для этого отмечаем ширину лестницы у первой ступеньки (точки А и В). С намеченных точек проводим линии в точку схода на линии горизонта и отмечаем границу последней ступеньки (точки С и D). То есть рисуем четырёхугольное основание. Перпендикуляры из полученных точек помогут найти расположение верхней ступеньки (точки Е и F), а их соединение с точками А и В начальной ширины укажут направление восхождения ступеней.
- Если мы сели в фас, то все горизонтальные линии ступенек будут параллельны горизонту и нижнему с верхним краям листа бумаги. Главная трудность – правильно разметить глубину всех ступенек. Она легко решается с помощью перспективы. Для этого определяем высоту первой ступени (точки А1 и В1) и последней (точки Е1 и F1). Соединяем полученные точки тонкими линиями. Теперь проведя из полученных точек тонкие линии в точку схода на горизонте мы получим глубину ступенек и начало следующей. Пройдя снизу вверх построим все ступеньки.
- Проводим параллельные линии ступенек и можно сразу начинать выделять передние и ослаблять задние. Светотенью можно усилить воздушную перспективу, для этого выполняем штриховку нашей лестницы.
Как видите в рисовании лестницы нет ничего сложного, если знаешь законы перспективы. Но проницательный ученик спросит, а как быть с более сложными лестницами. Например, как рисовать винтовую лестницу?
Согласны, мороки с такой лестницей побольше, но принцип построения тот же. Просто основой такой лестницы может быть цилиндр или конус, поэтому вписываете все линии построения с учётом общей формы лестницы и всё. Построение ступенек осуществляется точно также, когда есть линии высоты ступенек и направления их подъёма.
Теперь вы знаете, как рисовать лестницу. Но знать и уметь – это разные вещи, поэтому упражняйтесь, упражняйтесь и ещё раз упражняйтесь.
Ещё: