Ближайший Старт курсов – 01 декабря 2024
Идет Набор!
Все темы блога
01.10.2018

Как рисовать пейзаж

Казалось бы, зачем рисовать пейзаж, если есть фотоаппарат? На самом деле, всё не так просто. Рисование – процесс удивительный. Он дарит глубокую творческую радость. Человек совершает открытия, замечая, из какого количества оттенков состоит мир. Он учится постигать красоту, и воссоздавать её на листе бумаги или холсте.

Красные крыши. Художник Камиль Писсарро Закат на Сент-Чарльз. Камиль Писсарро
Камиль Писсарро «Красные крыши», 1877 (слева), «Закат на Сент-Чарльз. Эраньи», 1891.

Пояснения для начинающих

Объекты, которые находятся на дальнем плане, человек видит в более холодных цветах, чем объекты на ближнем плане. Например, горы, расположенные вдали, кажутся голубыми. Хотя они так же покрыты зелёным лесом, как и те, что высятся рядом с нами.

Ещё одно правило. Глядя на объекты, которые находятся рядом, мы видим их детали. А у тех, что на дальнем плане, детали подметить трудно, они сливаются. Поэтому, чтобы написать пейзаж акварелью, используют особые приемы. Тонкой кисточкой, по сухому, пишут травинки, листочки на переднем плане. А дальний план, наоборот, пишут размыто, крупной кистью, здесь предпочтительна техника по сырому.

И, наконец, обратите внимание: вблизи и вдали тона соотносятся по-разному. Передний план – наиболее контрастный, чем дальше – тем больше тона сближаются. Светлое кажется темнее, а тёмное становится более светлым.

Берега Луаны. Альфред Сислей Гайд-парк. Камиль Писсарро
Альфред Сислей «Берега Луана, осень», 1880 (слева). Камиль Писсарро «Гайд-парк, Лондон», 1890.

Рисуем пейзаж карандашом поэтапно

Если вас привлекает рисование пейзажей, стоит начать с работ, выполненных карандашом. Вам понадобятся:

  • бумага средней жёсткости;
  • карандаши, хорошо заточенные, разной степени мягкости;
  • ластик.

Чтобы успешно нарисовать пейзаж карандашом, важно владеть техникой штриховки. Благодаря ей создаётся ощущение реалистичности, детали пейзажа получают объём. Вы сможете нарисовать тень дерева, отражение куста в воде.

Этапы работы:

  1. Обозначаем линию горизонта. Это поможет создать перспективу, вы будете точно знать, где разместить объекты пейзажа.
  2. Наносите основные объекты: горы и реки, постройки и деревья, дороги и животных. Сначала общими линиями, затем прорисовывайте детали.
  3. Переходите к мелким деталям: кустарникам, цветам, веткам деревьев.
  4. Начинайте работать над светотенью. Твёрдым карандашом наносите штрихи на объекты. Далее будем рисовать тени, которые нужно растушевать – например, затемнение в дверном проёме или в тенистом уголке сада.

Проследим последовательность на конкретном примере. Допустим, вы хотите изобразить летний пейзаж, на котором будут лес и река.

  1. Обозначаем линию горизонта.
  2. Рисуем контуры речки. Согласно законам перспективы, в верхней части листа речка должна быть уже, в нижней – шире.
  3. Начинаем прорисовывать детали. Короткие и длинные извилистые линии дадут ощущение, что река течёт. Впечатление усилится, если поместить в реку камни неправильной формы, которые огибает течение.
  4. Набрасываем контуры суши. Рисуем деревья и кустарники. Но детальности избегаем. Достаточно волнистой линии, чтобы передать форму кустарников. 
  5. Теперь переходим к самым мелким деталям. Рисуем траву и цветы, которые растут на берегу, изображаем мелкие камни.
  6. Наносим светотени.

При желании раскрашиваем рисунок. Удобнее всего использовать цветные карандаши.

Сад Миллет. Джон Сарджент Уильям Чейз. Озеро Лонг-Айленд
Джон Сингер Сарджент «Сад Миллет», 1886 (слева). Уильям Меррит Чейз «Озеро, Лонг-Айленд», 1890.

Рисуем пейзаж красками

Это задача более сложная. Потребуются качественные гуашь или акварель, кисти разного размера, плотная бумага. Сначала выполняем набросок простым карандашом. Линии должны быть тонкими. Затем закрашиваем самые светлые участки рисунка: небо, горизонтальные поверхности. Самыми тёмным будут вертикальные объекты – стволы деревьев, стены домов, отвесные скалы. Крупные объекты рисуем раньше, чем мелкие.

Упрощаем сложные элементы во время работы. Не стоит прорисовывать каждый листик на дереве. Мелкие штрихи добавляют в конце, чтобы сделать рисунок более выразительным. Но стоит перегружать картину незначительными деталями, нужно учиться выделять главное.

Сад. Клод Моне Собор в Нанте. Камиль Коро
Клод Моне «Сад», 1876 (слева). Камиль Коро «Собор в Нанте», 1860.

Мастера пейзажа

Практически все художники рисовали пейзажи. Но есть и те, кто стали настоящими мастерами в этом жанре. Импрессионист Клод Моне добился необыкновенной натуралистичности своих полотен благодаря тому, что абсолютно точно передавал освещение объектов.

Дорога с кипарисами. Ван Гог Пшеничное поле с жнецом и солнцем. Ван Гог
Винсент Ван Гог «Дорога с кипарисами», май 1890 (слева), «Пшеничное поле с жнецом и солнцем», июнь 1889.

Ван Гог страстно любил природу, это чувство находило отражение в полотнах. Его пейзажи «живут»: звёзды движутся по небу, ветер колеблет колосья пшеницы. Маринист Иван Айвазовский умел мастерски изобразить и полный штиль на море, и буйство неистовой стихии.

Кораблекрушение. Иван Айвазовский Туманное утро в Италии. Иван Айвазовский
Иван Константинович Айвазовский «Кораблекрушение», 1864 (слева), «Туманное утро в Италии», 1864.

На картинах Ивана Шишкина перед нами встаёт лес – во всей его неброской прелести. Исаак Левитан при всей лаконичности картин – передавал в них не только красоту русской природы, но и позволял проникнуться настроением человека, который смотрит на неё.

Осенний пейзаж. Исаак Левитан Осень. Иван Шишкин
Исаак Ильич Левитан «Осенний пейзаж с церковью», 1890-е (слева). Иван Иванович Шишкин «Осень», 1892.

Пейзаж – это погружение в природу, обретение родства с нею, передача с помощью карандаша или кисти – всего её великолепия. Начните рисовать, и вы уже не оторвётесь от этого увлекательного занятия.

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

Ещё:

1. Как научиться рисовать животных с нуля?
2. Как нарисовать тело человека
3. Золотое сечение в искусстве – формула совершенства
4. Иоханнес Иттен и его искусство цвета