Порой очень сложно изобразить окружающую красоту так, чтобы картина вызывала те же чувства, что и оригинал. Трудно соперничать с Великим художником, поэтому многие мастера идут на хитрость. Они применяют разные материалы, которые делают обычные вещи необычными. Одно из таких художественных средств – сухая пастель. Как рисовать и что надо знать начинающим художникам о ней? Постараемся ответить на эти вопросы.
Что такое сухая пастель
Когда-то в советские, пионерские годы, были очень популярны конкурсы детского рисунка на асфальте. В те годы смешные рожицы на заборах и тротуарах были часто первым художественным опытом у многих детишек. Что может быть проще взять белый брусочек и на первой же твёрдой, тёмной поверхности нарисовать какую-нибудь загогулину. Избавиться от не понравившегося произведения так же просто, стерев всё мокрой тряпкой.
Такие возможности мела давно привлекли художников. Добавляя в мел цветные пигменты и скрепляющие вещества, они изобрели удивительный материал – пастель. Многие великие впадали в детство и творили пастелью удивительные картины. Существует три основных вида художественной пастели. Их классификация зависит от скрепляющего вещества, то есть от того, на чём замешаны мел и цветные добавки.
Вот эти три группы:
- Сухая. Она делиться на твердую и мягкую. С неё обычно и начинается знакомство с пастелью.
- Масляная. Из названия понятно, что составляющие замешаны на масляной основе. Эта пастель не для малышей. Очень трудно их потом отмывать после творчества.
- Восковая. Да, здесь смесителем выступает воск. Интересный материал, но очень редко используемый художниками. Первые два ими предпочитаются больше.
Что ещё надо знать, прежде чем приступать к работе с нашей героиней? Не всякая поверхность годится для работы с пастелью. Здесь в почёте шероховатые поверхности и желательно те, что потвёрже. Картон, наждачная бумага, холст, акварельные листы ватмана – это те поверхности, на которых работать будет комфортно.
Нарисовать пастелью порой бывает легче, чем потом сохранить рисунок. Сыпучесть этого материала не позволяет хранить его, как обычные картины. Пастельные произведения необходимо закреплять лаком или специальным закрепителем. Если хотите, чтобы потомки полюбовались вашими пастельными изысканиями, то поместите закреплённый рисунок в рамку под стекло. Тогда есть шанс донести свои произведения до следующих поколений.
Рисуем пастелью поэтапно
Итак, вы купили пачку замечательных мелков с названием «Пастель», приготовили плотную, пупырчатую бумагу. Всё готово к рисованию. А что будете делать, если не то нарисуете что надо? Для исправлений нужна клячка или ластик, а ещё мягкая кисть большого номера. Ведь, наклонив лист, вы ею сможете легко смести лишние слои пастели со своей работы.
Ну что же, приступим? Что будем рисовать? Наша героиня может изобразить что угодно. Однако пастельные пейзажи завораживают импрессионизмом, таинственностью и необычной воздушностью. Давайте попробуем выйти на пленэр или выглянуть в окно. Выберите подходящий вид, прикрепите бумагу на мольберт или этюдник, а дальше по отработанной веками схеме:
- Делаем набросок композиции и основных линий. Начинающие здесь предпочитают, уже проверенный и надёжный, карандаш. Настоящие мастера сразу используют пастельные мелки для этой цели.
- Прорисовка основных деталей картины. С помощью растушёвки сразу накладываются основные цветовые пятна будущего произведения.
- Формирование объёма и глубины. Для этого выделяются контрасты на переднем плане, и растираются линии и тона заднего плана.
- Прорисовка мелких деталей. Пастелью можно штриховать, как карандашом. Многие мастера умело применяют эту способность и прорисовывают даже мелкие части очень подробно.
- Закрепление готового рисунка. Здесь важно не переборщить с лаком, иначе можно испортить весь свой труд.
Попробовав однажды пастель в деле, вряд ли вам не захочется повторить такой опыт. Есть у этого материала что-то притягательное. Чем чаще вы будете ею рисовать, тем больше будете в неё влюбляться. Пусть же эта любовь родит нового великого автора.
Ещё:
1. Где научиться рисовать
2. Рисование маслом
3. Рисование соусом
4. Основные техники рисования карандашом
*В статье использованы фотографии с уроков и просмотров работ студентов Школы рисунка и живописи на Татарской.