Ближайший Старт курсов – 01 декабря 2024
Идет Набор!
Все темы блога
21.01.2021

Как выбрать карандаши для рисования

как выбрать карандаши для рисования

Мягкие яркие линии, напоминающие краску, или строгость тёмных штрихов угля? Художественные карандаши для рисования отличаются жёсткостью, качеством, материалом, насыщенностью оттенков. Всё зависит от ваших творческих целей. Как не потеряться среди многообразия товаров в магазине – рассказываем!

Какие виды карандашей бывают

  • Графитовые. Это самые распространённые деревянные «волшебные палочки» для набросков и черчения. Именно их часто выбирают в начале творческого пути. Создание масштабных эскизов, проработка мелких деталей, достижение реалистичности – вот для чего они идеально подходят.
  • Угольные. Эту разновидность лучше приобрести, чтобы добиться эффекта объёмности работы, передачи удивительной игры светотени. Натюрморт или портрет, изображённый в этой технике, приобретает неповторимое очарование, мягкость и насыщенность. Для получения более широкого диапазона тона лучше применять различные виды угля. Обожжённый оставляет более лёгкий светлый след, а прессованный – глубокий тёмный. Совет: поместите готовое произведение под стекло или закрепите фиксативом.
  • Цветные. Знакомы всем с дошкольного возраста, однако детские наборы и профессиональные существенно различаются – начиная с оправы из натурального дерева и заканчивая разнообразием пигментов. Хорошие карандаши изготовлены из более качественных составляющих, долго сохраняют стойкость цвета. В масляную или восковую основу добавляют тальк, благодаря чему вы не поцарапаете бумагу. А ещё карандаши для художников легче очинять ножом, регулируя угол заточки и ширину грифеля. Так, с помощью точилки добиться формы «лопаточки» для нанесения объёмных линий невозможно.
угольные карандаши рисование карандашом угольным
карандаши угольные для рисования
  • Акварельные. Внешне они напоминают обычные, однако изготавливают их из прессованной краски. Рисовать ими легче, чем непосредственно акварелью: они не крошатся, а ошибки легко исправить, размыв водой. Оригинально смотрятся подтёки, сделанные на влажной бумаге. Можно работать и по-другому: после нанесения пигментов добавляете на поверхность воду или вовсе обходитесь без этого шага. Если ваша творческая мечта – выразительные и более колоритные, чем при применении классических мелков, работы, купите акварельный набор. Благодаря ему у вас получатся живые натюрморты, реалистичные портреты и пейзажи.

Как подобрать фирму карандашей для рисования

Качество составляющих, насыщенность пигмента, жёсткость грифеля, в конце концов, цена – критериев, по которым можно предпочесть того или иного производителя, немало. Обычно мастера не зацикливаются на каком-то одном, экспериментируют, комбинируют инструменты из разных наборов в зависимости от задач.

Не исключено, что на поиск оптимальных для вас уйдёт немало времени, однако есть признанные бренды, в качестве продукции которых усомниться сложно. Среди лидеров – Cretacolor, Staedtler Mars Lumograph, Faber-Castell, Tombow Mono Professional, Prismacolor Ebony, Caran D`ache, Derwent. А какие уже успели полюбиться вам?

Кстати, хорошие производители продают не только наборы, но и карандаши поштучно, что удобно при быстром расходе ходовых цветов и менее затратно.

 

натюрморт с тыквой натюрморт с посудой
натюрморт с плюшевым мишкой

Шкала твёрдости

Павел Петрович Чистяков, профессор Петербургской академии художеств XIX – начала XX века, советовал начинающим: «Нужно взять твёрдую волю и, отбросив краски, рисовать… карандашом по крайней мере год времени». Речь о самом распространённом виде – графитных стержнях. Это научит вас передавать десятки оттенков всего лишь тремя цветами – белым, чёрным и серым. Изобразить игру теней, блики света, воссоздать объём предметов становится возможным благодаря использованию грифелей разной мягкости.

А вы знаете, как достигают различных эффектов при производстве? Секрет – в соотношении компонентов. Если добавить больше глины, стержень будет твёрже. «Таинственные» буквы и цифры на оправе – это и есть обозначение жёсткости. Однако, купив аналогичные наборы, например, российского и американского производителей, вы обнаружите разницу в маркировке. Разобраться в её премудростях несложно.

В России приняты следующие пометки:
• М – мягкий;
• Т – твёрдый;
• ТМ – твёрдо-мягкий.
Европейские компании придерживаются более широкой маркировки:
• В – мягкий;
• H – твёрдый;
• HB — твёрдо-мягкий;
• F – средний между НВ и Н.
В США пользуются числовыми «определениями»: самую толстую линию оставляет грифель #1, наиболее тонкую и жёсткую – #4. Кстати, карандаши с одинаковыми обозначениями могут отличаться по тону в зависимости от фирмы.

натюрморт с гипсовой головой натюрморт с бидоном
рисунок лошади карандашом

Маркировка

Степень жёсткости принято обозначать цифрой. Так, 9Н – самый твёрдый. «Сухие», бледные линии нужны для проработки предметов с чётким контуром или добавления в растушёванный фрагмент тонких штрихов (к примеру, прорисовка причёски). А ещё им хорошо постепенно набирать нужный тон. Мягкость карандашей начинается с минимальной В и заканчивается 9В. Ими удобно заштриховать затемнённые участки, расставить акценты, за счёт рыхлого контура реалистично изобразить животных, при необходимости растушевать пальцем или клочком бумаги, придать готовой работе сочности. НВ (ТМ или #2) – наиболее универсальный. Подходит для создания основы, тональных пятен. Если иметь под рукой только один инструмент для рисования, пусть это будет именно он.

Когда вы разберётесь, с какими карандашами вам комфортнее работать, постепенно сложится собственный уникальный набор. Не бойтесь смешивать разные техники: посмотрите на примеры полотен известных мастеров, насколько они выразительные и живые! А чтобы продвинуться в творческой деятельности как можно быстрее, записывайтесь на курсы нашей изошколы. Вместе мы сможем больше!

Ещё:

1. Натюрморт из геометрических фигур
2. Творческий рисунок
3. Основные техники рисования карандашом
4. Виды рисунков

 

*Снимки взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях. В статье использованы работы студентов Школы рисования и живописи на Татарской.