Живопись дает безграничные возможности исследования этого мира. Одни художники останавливаются на самом близком и незнакомом всем нам – человеке. Природой овеяны и согреты пейзажисты. Маринисты жадно черпают из вечного водного источника. Анималистам же природа, человек не так интересны. Что же за жанр – анимализм? Чьи имена прославили его? И бывают ли художники среди царей?
Чжу Чжаньцзи «Птицы. Кролики» (слева), «Cats Below Flowers».
Известные анималисты
Анималистический жанр сосредоточен на изображении животных в разных видах искусства. Красота вместе с пластикой тела привлекает внимание художника. Он как биолог исследует предмет своего интереса. Разнообразие видов и форм, или просто привязанность к любимому питомцу заставляет раз за разом художников-анималистов обращаться именно к этому жанру. Магия превращения жизни в искусство чарует их раз за разом. Чувствовали подобное за рисованием?
Жан-Батист Удри «Parrot with open wings» (слева), Иоганн Фридрих Гроот «Голуби» 1772 г.
Среди известных анималистов выделяется Джордж Стаббс. Английский художник 18 века увековечил себя талантливыми рисунками лошадей. Научился их рисовать мальчик еще в юном возрасте. Позже интерес к скакунам не уменьшился. Он передавал их грациозную силу через анатомически отточенные рисунки. Цветущая природа, как правило, становится фоном живописи Стаббса. Живописные кони полюбились аристократии, разбиравшейся в скачках и знавшей толк в удачных ставках.
Джордж Стаббс «Лев, нападающий на лошадь», «Water Spaniel Surprising a Swan on its Nest» 1740 г.
Другой талантливый художник-анималист - Иоганн Фридрих Гроот. Живописец из Штутгарта работал в России большую часть жизни, где и умер. Императрица Елизавета Петровна любила охоту, а Гроот чудесно изображал кровавые сцены охоты. Так что обрусевший Иван Федорович пользовался расположением дочери Петра I, а с ней и всего двора. Но расположением монарха не ограничиваются привилегии талантливого художника. Что же может быть лучше?
Иоганн Фридрих Гроот «Кот и мертвый заяц» 1777 г., «Кот и собака» 1789 г.
Император-художник
Для искусства нет границ, даже сословных. Анималистические картины Чжу Чжаньцзи – императора Китая, жившего в 15 веке, это подтверждают. Не подумайте, что занятия изящными искусствами шли в ущерб работе императора. Унаследовав трон от отца, наш герой ловко успел остановить восстание собственного дяди Чжу Гаосюема. За время, что Чжу Чжаньцзи был у руля, страна переживала подъемы и падения. Социальные, политические, экономические внутренние улучшения сопровождались полным разгромом Китайской армии во Вьетнаме в 1427 году. После десятилетнего правления страной отца, место императора занял сын художника.
Чжу Чжаньцзи «Мышь и камень», «Благоприятное начало».
Но все же не только в династической цепи правителей Китая его имя навсегда оставило след. Картины Чжаньцзи и сейчас перед глазами зрителей. Талантливый император за короткую жизнь успел оставить не так много картин. «Пара салюки», «Гиббоны играют», «Мышь и камень» относятся к декаде его правления. Выполненные водяными красками, животные на них получаются полупрозрачными. Легкость, изящность, с которой они исполнены, наполняет фигуры движением. Подвижным и любопытным собакам, гиббонам это очень к лицу.
Чжу Чжаньцзи «Гиббоны играют», «Пара салюки» (1427-1428).
Картины не перегружены, на них только животные с минимумом пейзажных зарисовок. Не касаясь символов, возможно, скрытых в работах, мы видим, что их пространство очень функционально. Собака склонилась обследовать растения, не раз такое бывало в жизни. Обезьяна могла бы висеть в воздухе, но от этого забавного положения автор картины нас уберег, добавив лиану. Мышка скрывается в нависающих кругом листьях, которые плотнее и больше ее. Чуткость и талант рождают искусство. Если почувствовать окружающий мир, как живописец, остро – создашь картину не хуже. Все в Ваших руках!