Трудно представить живописца без кисти. Для живописи это основной инструмент творчества. От него зависит не только конечный итог, но и самочувствие мастера. В любом деле орудия труда определяют результат и условия его достижения. Кисти для живописи не исключение. За многие века их применения выработались определённые правила классификации и работы с ними. Давайте вместе во всём этом разберёмся.
Назначение и виды кистей
Для начала выясним, как классифицируются наши герои. Давайте выясним по каким признакам можно различать разные кисти. Вот основные категории для этого:
- Форма. Существует две основных формы кисточек. Это круглые и плоские.
- Размер. У каждой кисточки есть свой номер. Его определяют: для плоских по ширине ворсистой части, для круглых по диаметру самой широкой части ворса.
- Твёрдые и мягкие. К первым относятся жёсткие щетинные инструменты, а мягкие делают из хвостов и ушных кисточек разных зверушек.
- Предназначение. Здесь различия условные, потому что часто то, что предназначено для акварели, вполне сгодится и для масла, гуаши, акрила.
- Щетинные, жёсткие кисти для масляных красок многие используют для гуаши, темперы и акрила, а кто-то даже для акварели.
Как видите, различий не очень много, тем не менее было бы неправильно брать первую попавшуюся в руки кисть и стараться сотворить ею что-то шедевральное. К выбору инструмента надо относиться очень ответственно.
Особенности работы
Выбрать подходящий инструмент порой не так то просто в нынешнем многообразии предлагаемых товаров. С этого начинается работа над будущим произведением.
Сначала определяются с материалом, а потом подбирают соответствующие кисти. Рассмотрим самые популярные: масляные и акварельные краски.
- Акварель. В работе с этими красками редко кто использует плоские и жёсткие кисточки. Чаще всего это непризнанные новаторы, которые пытаются усовершенствовать обычное колесо. В основном акварелистами применяются круглые кисти, начиная с 8 размера. Очень популярны среди них беличьи, колонковые, лисьи, барсучьи, собольи и т. д. Такие кисти хорошо держат воду – это главное достоинство, которое ценится в акварельном творчестве.
- Масляные краски. Акварельные собратья в почёте и в работе с масляными красками. Особенно в технике лессировки без них не обойтись. Но маслом можно писать другими способами. В этих случаях очень подходят плоские кисти. Их чаще всего делают из свиной щетины или конского хвоста.
- Использование. Не использовать ворсистую часть не по назначению. Подбирать правильные разбавители, чтобы не испортить поверхность ворсинок. Правильно накладывать мазки, так чтобы не ломать и не повреждать ворсистую часть кисточки. Не стряхивайте кисточки, если не хотите их проредить таким способом.
- Уход. Очень важно хорошо отмывать наших героев после применения. Для акварели это чистая вода, а для масла тёплая вода и мыло. В обоих случаях мыть надо до тех пор пока не останется краски на ворсе. Ни в коем случае нельзя давать засыхать краске на кисточке. Колонковые кисти моют в уайт-спирте или бензине, но не пользуйтесь ацетоном для этого. Он разъедает защитный слой ворсинок.
Следуя этим советам, вы сможете долгое время наслаждаться работой понравившимся инструментом. Ваш главный помощник будет служить вам долго и верно. Однако, не стоит зацикливаться на одном виде кистей. Так вы сильно ограничите свой творческий потенциал и, возможно, лишите нас незабываемых картин, которые могли бы написать пользуясь разными кистями для живописи.
Ещё:
1. Как рисовать масляной пастелью
2. Как рисовать сухой пастелью
3. Рисование маслом
4. Рисование соусом
*Фотографии взяты с сайта peredvizhnik.ru и из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.