Если вы сразу же подумали: «А не стыдно ли художнику копировать признанных мастеров, не правильнее ли идти своим путём?», то, поверьте, в срисовывании нет ничего неожиданного и плохого. Рафаэль постигал премудрости живописи, повторяя работы Леонардо и Микеланджело. Рубенс создал копию «Погребения Христа» Караваджо. Дега учился по произведениям Веласкеса, Рембрандта, Джотто, Тициана, Беллини и Пуссена. Продолжать можно долго. Копирование картин - действительно полезное занятие, особенно для начинающих.
Для чего копируют картины известных художников?
Есть несколько целей, с которыми повторяют работы знаменитых живописцев:
- Анализ композиции. Если вы обожаете думать не отвлечённо, а с кистью в руке, то эта задача для вас. Ориентируясь на полотно признанного автора, вы определите композиционные оси и центр, поймёте строение и ритм, убедитесь в гармонии выбранного решения. Это данные для полезного анализа и совершенствования своих способностей.
- Изучение манеры, техники. Почему был выбран именно такой метод как самый лучший? Об этом вам предстоит порассуждать, делая копию. Возможно, вы не повторите точь-в-точь всех акцентов произведения или выберете только понравившийся фрагмент. Если вы слишком далеко отойдёте от оригинала, это будет уже не копия, а интерпретация. Тогда спросите себя, что вы откинули за ненужностью, а что добавили и почему?
- Обучение. На примерах гораздо легче воспринять многие понятия из живописи. «Колорит», «рефлекс»… Слишком сложно, особенно для начинающего, не правда ли? В этом случае копирование, как игра, помогает усвоить термины легко и непринуждённо. Что и говорить, даже в Академии Художеств XVIII века обучение строили на повторении оригиналов.
Какие есть приёмы и способы копирования картин художников?
Начинающим будут полезны методы, с помощью которых можно легко усилить сходство.
- Калькирование. От творчества здесь мало что есть, но на первое время и этот приём пригодится. Благодаря ему изображение выйдет точным, но ведь главное для нас – научиться новому, развить навыки, согласны? Поэтому не увлекайтесь долго кальками, а переходите к следующим способам.
- «На глаз». Это просто, но действительно работает. Вы определяете соотношения частей рисунка на глаз. Постепенно у вас разовьются чувства пропорций и соразмерности, острота деталей, твёрдость руки.
- Исследование колорита. Оно обогатит вашу палитру и даст ощущение гармонии цвета. Способов три. Первый – точное повторение, когда вы следуете за каждым мазком мастера. Второй – выкраска-схема, то есть условная разбивка исходника на локальные цветовые части. И третий – колористическая шкала – когда вы возьмёте за основу принцип работы с цветом, который использует любимый живописец.
- «Обратное» копирование. Нужно перевернуть репродукцию и рисовать, ориентируясь только на линии и направления. Мозг не узнаёт привычных предметов, и они зачастую получаются более реалистичными.
Можно ли копировать в музее?
Зайдите в Лувр, Уффици или любую другую галерею – и вы увидите ИХ... Они стоят у мольберта, поглощённые завораживающей силой искусства. Почему бы вам не присоединиться к ним? Рисовать в музее не только можно, но и очень полезно для совершенствования навыков. Такого эффекта не добиться с обычной репродукцией, которая не передаёт сочность цветов, фактуру, мельчайшие элементы.
Однако просто прийти с холстом и красками в хранилище шедевров живописи не получится. Вам нужно взять официальное разрешение администрации галереи. Оно действует строго определённое время. Копия должна отличаться по размеру от оригинала: быть больше или меньше – неважно. Либо сосредоточьтесь на фрагменте картины. Прикоснуться к произведениям мастеров – огромное удовольствие. Позвольте себе окунуться в таинственный мир искусства, возьмите в руки кисть и творите!
Ещё:
1. Как подписать картину
2. Самый дорогой художник современности – Дэвид Хокни
3. Знаменитые женщины-художники
4. Бытовая живопись
5. Розы в живописи
*В статье использованы работы студентов Школы рисунка и живописи на Татарской.