Все темы блога
06/11/2018

Красный в живописи – философия счастья и печали

Он может быть родным, тёплым, празднично-шутливым. И, напротив: неистово горящим, сжигая внутри себя человеческие чувства и страсти. Красный в живописи – это громкое переживание художника, горящее пламя жизни, песня любви, боли. От нежно-коралловых, розовых оттенков до глубоких карминных, бордовых цветов – живописцы обозначают радость и счастье, святость и благородный порыв. Но этот же цвет, перевоплощаясь, уже дьявольски сверкает в лживых глазах, пылает нескромным румянцем или трагически расстилается огненным закатом над человеческими судьбами – в батальных сюжетах.

Танец. А. Матисс Молодая женщина в белом на красном фоне. А. Матисс
Красный интерьер. Натюрморт на синем столе. А. Матисс

Красный цвет в живописи художников разных времен

Прослеживая путь красного цвета в картинах известных мировых живописцев, на каждом временном отрезке встречаешь удивительную глубину чувств, мыслей, полузагадочных образов и смыслов, раскрытых человечеством лишь отчасти.

Великий Феофан Грек, приехавший во времена уходящей золотоордынской Руси из Византии – мгновенно покорил новгородцев первой же росписью. Иконописца носили на руках, а в церкви Спаса Преображения, с высоты купола, на всех и каждого в отдельности смотрел его Вседержитель. Грозный Бог, требовательный и вопрошающий, был написан с пугающей остротой взгляда, темно-красной, охристой киноварью. Отчего лик Пантократора пылал апокалипсическим драматизмом. Таким видел его земной творец, говорящий с нами языком символических образов и насыщенных цветов.

А в начале XV века утонченный фламандский живописей Раннего Ренессанса – Ян Ван Эйк пишет мягких, безмятежных мадонн, драпируя их в сложных складках ярко-красных плащей. Целомудренные девы словно чистые, алые «розы» сияют золотистыми локонами прекрасных волос, тонких, бледных рук, говоря зрителю не о небесной, а земной, обожествленной красоте. Пристрастие Ван Эйка к красному цвету проявлялась и в таких известных полотнах как: «Портрет четы Арнольфини» и «Мужчина в красном тюрбане», который считают автопортретом мастера.

Спас Вседержитель. Феофан Грек Ветхозаветная Троица. Феофан Грек
Эсполио. Эль Греко

Редчайшая по своему сюжетному построению картина знаменитого испанского художника Эль Греко «Эсполио» раскрывает зрителю драматичную сцену снятия одежд с Христа. Он облачает Сына Божьего в кроваво-красное одеяние, символизирующее избранность на великую, мученическую жертву ради всего человечества.

Сквозь бегущие века красный в живописи рождается вновь и вновь, раскрывая свою богатую палитру оттенков и смыслов. И вот уже великолепный Карл Брюллов смело, будто бы с вызовом пишет портрет Юлии Самойловой, покидающей бал с приемной дочерью Амацилией Паччини. Гордая, независимая женщина, обожаемая художником, не надевает двусмысленную маскарадную маску, ее лицо открыто и светло. А струящийся алый бархат за спиной героини ярко символизируя опасный мир лицедейства, коварства и зла, отстраняет ее от шумной, неискренней толпы.

Карл Брюллов признавался, что красный цвет – его любимый. Поэтому в  картинах художника мы часто встречаем горящие живописные куски ткани вокруг портретируемых моделей. Но в грандиозном произведении автора «Последний день Помпеи» – пылающий красный разлился вовсю свою мощь как на горизонте, так и в огненных небесах.

Портрет мужчины в красном тюрбане. Ян ван Эйк Портрет графини Юлии Павловны Самойловой с приемной дочерью. Карл Брюллов
Купчиха на балконе. Борис Кустодиев

«Красный» как символ России XX века

Глубоко родной, особенно русский – художник Борис Кустодиев не мог не использовать этот излюбленный, народный цвет-символ красоты, праздника, песни в своих картинах. А как «вкусно» он изображал колоритные сцены из жизни купечества! Пышные, румяные матроны, русские Венеры – важно смакующие на балконах перед чинной толпой, громкие, веселые народные гуляния, уютные семейные обеды и одиночные портреты-размышления…

Кузьма Петров-Водкин, не менее русский художник, напишет пророческую картину, ставшую образным символом сложного для России времени перемен. Большой красный конь, давящий своей монументальной мощью, бесконтрольно спущенные вожжи и отсутствующий взгляд наездника – оставляют ощущение безысходности и тревоги.

Вышедшее из под контроля животное фырчит и дышит в лицо зрителю огненным потоком братоубийственных революций и войн начала XX века. Советский художник Владимир Стожаров, певец русского севера, часто использовал красный цвет в живописи, значение которого раскрывал в портретах простых людей, колоритных деревенских натюрмортах, глубоко национальных, хранящих тепло и традиции русского дома.

Купание красного коня. К. Петров-Водкин Чай с калачами. В. Стожаров

Читайте также:

1. Морской пейзаж маслом
2. Сфумато в живописи
3. Золотое сечение в искусстве – формула совершенства
4. Женские образы на картинах Жанет Гишар-Бюнэль

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.