Он может быть родным, тёплым, празднично-шутливым. И, напротив: неистово горящим, сжигая внутри себя человеческие чувства и страсти. Красный в живописи – это громкое переживание художника, горящее пламя жизни, песня любви, боли. От нежно-коралловых, розовых оттенков до глубоких карминных, бордовых цветов – живописцы обозначают радость и счастье, святость и благородный порыв. Но этот же цвет, перевоплощаясь, уже дьявольски сверкает в лживых глазах, пылает нескромным румянцем или трагически расстилается огненным закатом над человеческими судьбами – в батальных сюжетах.
Красный цвет в живописи художников разных времен
Прослеживая путь красного цвета в картинах известных мировых живописцев, на каждом временном отрезке встречаешь удивительную глубину чувств, мыслей, полузагадочных образов и смыслов, раскрытых человечеством лишь отчасти.
Великий Феофан Грек, приехавший во времена уходящей золотоордынской Руси из Византии – мгновенно покорил новгородцев первой же росписью. Иконописца носили на руках, а в церкви Спаса Преображения, с высоты купола, на всех и каждого в отдельности смотрел его Вседержитель. Грозный Бог, требовательный и вопрошающий, был написан с пугающей остротой взгляда, темно-красной, охристой киноварью. Отчего лик Пантократора пылал апокалипсическим драматизмом. Таким видел его земной творец, говорящий с нами языком символических образов и насыщенных цветов.
А в начале XV века утонченный фламандский живописей Раннего Ренессанса – Ян Ван Эйк пишет мягких, безмятежных мадонн, драпируя их в сложных складках ярко-красных плащей. Целомудренные девы словно чистые, алые «розы» сияют золотистыми локонами прекрасных волос, тонких, бледных рук, говоря зрителю не о небесной, а земной, обожествленной красоте. Пристрастие Ван Эйка к красному цвету проявлялась и в таких известных полотнах как: «Портрет четы Арнольфини» и «Мужчина в красном тюрбане», который считают автопортретом мастера.
Редчайшая по своему сюжетному построению картина знаменитого испанского художника Эль Греко «Эсполио» раскрывает зрителю драматичную сцену снятия одежд с Христа. Он облачает Сына Божьего в кроваво-красное одеяние, символизирующее избранность на великую, мученическую жертву ради всего человечества.
Сквозь бегущие века красный в живописи рождается вновь и вновь, раскрывая свою богатую палитру оттенков и смыслов. И вот уже великолепный Карл Брюллов смело, будто бы с вызовом пишет портрет Юлии Самойловой, покидающей бал с приемной дочерью Амацилией Паччини. Гордая, независимая женщина, обожаемая художником, не надевает двусмысленную маскарадную маску, ее лицо открыто и светло. А струящийся алый бархат за спиной героини ярко символизируя опасный мир лицедейства, коварства и зла, отстраняет ее от шумной, неискренней толпы.
Карл Брюллов признавался, что красный цвет – его любимый. Поэтому в картинах художника мы часто встречаем горящие живописные куски ткани вокруг портретируемых моделей. Но в грандиозном произведении автора «Последний день Помпеи» – пылающий красный разлился вовсю свою мощь как на горизонте, так и в огненных небесах.
«Красный» как символ России XX века
Глубоко родной, особенно русский – художник Борис Кустодиев не мог не использовать этот излюбленный, народный цвет-символ красоты, праздника, песни в своих картинах. А как «вкусно» он изображал колоритные сцены из жизни купечества! Пышные, румяные матроны, русские Венеры – важно смакующие на балконах перед чинной толпой, громкие, веселые народные гуляния, уютные семейные обеды и одиночные портреты-размышления…
Кузьма Петров-Водкин, не менее русский художник, напишет пророческую картину, ставшую образным символом сложного для России времени перемен. Большой красный конь, давящий своей монументальной мощью, бесконтрольно спущенные вожжи и отсутствующий взгляд наездника – оставляют ощущение безысходности и тревоги.
Вышедшее из под контроля животное фырчит и дышит в лицо зрителю огненным потоком братоубийственных революций и войн начала XX века. Советский художник Владимир Стожаров, певец русского севера, часто использовал красный цвет в живописи, значение которого раскрывал в портретах простых людей, колоритных деревенских натюрмортах, глубоко национальных, хранящих тепло и традиции русского дома.
Ещё:
1. Морской пейзаж маслом
2. Сфумато в живописи
3. Золотое сечение в искусстве – формула совершенства
4. Женские образы на картинах Жанет Гишар-Бюнэль
*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.