В самом начале художественного пути перед каждым новичком встает фундаментальный вопрос: что делать? Сразу не нарисуется голова Давида один в один. Всему свой черед. Ральф Аммер предлагает свой комплекс, состоящий из 6 заданий, проиллюстрированных автором. Расписанные шаг за шагом, они подскажут начинающему художнику, как выработать базовые навыки в изобразительном искусстве.
Подготовка: Сноровка за два упражнения
Самое важное, что должен уметь художник: 1) Умело владеть своей рукой; 2) Понимать, что видит.
Чтобы освоить следующие 6 ступеней, нужно запастись карандашом и листами бумаги (А5, например).
Первые два упражнения улучшают управление рукой. Нужно разработать мышцы и наладить сообщение между рукой и глазами. Такие тренировки особенно важны для новичка. Позже они так же могут пригодиться при освоении новых инструментов или для концентрации внимания, когда предмет изображения еще не выбран. Кроме того, это замечательный способ мысленно отвлечься, расслабиться.
Первое задание: Круг за кругом
Распределите разные по диаметру круги по листу так, чтобы они заняли все пространство.
Рисуйте их в разных направлениях. Следите, чтобы они не перекрещивались между собой. Это не так легко, как кажется. Чем больше фигур уже изображено, тем меньше места для появления новых.
Подсказка: Дайте отдохнуть руке, она испытывает сильные нагрузки. Потрясите ее, чтобы снять напряжение.
Второе задание: Знакомство с формой через штриховку
Возьмите новый лист, и покройте его параллельными линиями штрихов.
Диагональные линии, как оказалось, самые удобные, потому что так движется наше запястье – по диагонали. У левшей и правшей эти движения получаются зеркально отраженными, из-за чего и штрихи у них выходят в разном направлении. Для интереса можно попробовать угадать по направлению штрихов любимых художников, кто из них владел левой, а кто правой рукой. Леонардо да Винчи, например, был левшой.
Опробовав основной наклон, поэкспериментируйте с другими направлениями штрихов. Их стоит опробовать как можно больше, рука должна привыкнуть ко всем. Можно даже комбинировать, накладывать один штрих на другой. Единственный запрет – нельзя менять положение листа.
Теперь очередь тренировки глаз!
Понимание увиденного
Распространено мнение, что все видят одинаково, но это не совсем так: эту способность можно развить. Рисование, по большей части, связано с наблюдением за тем, что попало в поле нашего зрения и анализом этого объекта. Чем больше Вы практикуетесь в изобразительном искусстве, тем больше видите, замечаете.
Следующие четыре задания улучшают понимание увиденного.
Третье задание: Обведи контуром руки!
Замечали эти удивительные очертания рук в разных положениях и с разных ракурсов? Перенесите как можно больше их вариаций на новый, нетронутый лист. Только не рисуйте всю руку: контур, и больше ничего.
Что бы Вы ни решили перенести на бумагу (любимое животное, лицо друга, шкаф в комнате) – контур поможет распознать предмет изображения. И сейчас задача в том, чтобы научиться видеть эти контуры. Даже если Вы убеждены, что и без того знакомы с любой формой, стоит приглядеться, и, возможно, заново открыть для себя кое-что.
Четвертое задание: Драпировка - Между светом и тенью
Перенесите на бумагу одежду или любой лоскут ткани со складками. Начните с нанесения контуров, затем вспомните штриховку. Она обозначит светлые и темные участки, образованные драпировкой.
Это сложное задание, но оно поможет почувствовать, как распределяется свет и тень. Сейчас Вам не нужно выполнять его идеально, задача в том, чтобы разработать наблюдательность, и попрактиковаться в наложении штрихов. Здесь их можно накладывать изогнутыми линиями, повторяющими форму складки, или сочетать разные наклоны штриховки с той же целью.
На темных участках удобно перекрывать одни штрихи другими, чтобы передать густоту тени. Светлые же отрезки обозначаются совсем легкими и редкими штрихами. Выделение светом часто применяется для расстановки акцентов. Вспомните старые фильмы, значимые детали (глаза главной героини, важные улики) всегда специально подсвечиваются.
Подсказка: Попробуйте прищурить глаза, чтобы предметы стали расплывчатыми. Контраст между светом и тенью сразу выделится.
Пятое задание: Перспектива – 3D реальность
Перейдем к пошаговому рисованию кубов.
Перспектива – это попытка воссоздать 3D объем на плоской бумажной поверхности.
Построение перспективы – это наука, и ее не так легко усвоить. Но мы можем поиграть с объемом для тренировки. Она будет состоять из нескольких шагов:
1. Нарисуйте линию горизонта.
2. Обозначьте две точки на концах линии (это будут точки схода).
3. Нарисуйте вертикальную линию в любом месте на листе.
4. Соедините концы вертикальной линии с точками схода, чтобы образовались 4 соединительные линии.
5. Добавьте еще 2 вертикальные линии.
6. Соедините их с точками схода.
7. Мягким карандашом очертите получившуюся объемную фигуру. Можете заштриховать ее стороны.
Повторяйте 3-7 шаги сколько захотите.
Для четкости форм лучше, если линии сторон будут выходить за пределы пересечений, чем если они не будут доходить друг до друга. Практика изображения перспективы тренирует мозг в ощущении объемности окружающего мира – один из ценнейших подарков, которые может преподнести обучение рисованию.
Шестое задание: Композиция – так, а не иначе.
Композиция – это то, ЧТО Вы хотите сказать, КАК Вы обозначаете тему высказывания.
Наше восприятие зависит от нашего опыта. Если мы видим на картине диагональную линию, то она нами ощущается как менее устойчивая, чем горизонтальная или вертикальная. В реальном мире диагонально стоящие предметы скорее упадут, чем стоящие прямо или лежащие. Если мы видим большую фигуру, то предполагаем, что она тяжелая.
Если попробовать закомпоновать один и тот же предмет по-разному – то и восприятие его будет разным.
PS. Перевод статьи Ральфа Аммера (Ralph Ammer). Вся графика, приведенная в статье, принадлежит автору.
Оригинал статьи: https://goo.gl/7qpCek
Ещё:
1. Как рисовать металл
2. Как получить синий цвет
3. Современные стили рисования
4. Современные стили в живописи ХХ века