Все темы блога
13/10/2018

Муштабель — деревянный помощник живописца

Когда вы были в мастерской художника, наверняка, обратили внимание на длинную палочку с шишкой на конце. Что это такое? Этот инструмент называется муштабель, или батожок. Он известен в живописи со времен эпохи Возрождения.

Зачем нужен муштабель

Это художественное приспособление — по сути, подставка под руку. Её используют живописцы для поддержки руки во время проработки мелких деталей или же при работе на масштабных полотнах. Инструмент несёт несколько важных функций:
 
  • Снижает нагрузку на кисть руки. Она более спокойна и не дрожит от напряжения.
  • Защищает полотно от случайного соприкосновения.
  • Сохраняет в чистоте руки самого художника.
 
Этот инструмент применяют в масляной живописи, акварели, акриле. Незаменим батожок в рисунке или черчении, особенно, на больших форматах. Также художественную подставку широко используют в реставрационных работах. Существует всего два вида муштабелей:
 
  • Длинная деревянная палочка с подушечкой.
  • Складная конструкция из реек.

Традиционный муштабель

Деревянный батожок, или муштабель, в живописи применяли ещё в эпоху Возрождения. За это время инструмент внешне никак не изменился: длинная палочка с шишкой-подушечкой на одном конце. В давние времена палочка чаще всего была бамбуковая. Прочная, но при этом лёгкая. А подушечка — замшевой. Такой муштабель для холста был незаменим.
 
Сейчас материал палочки разнообразный. Встречаются даже алюминиевые батожки! А подушечки нередко выполнены из дерева или резины. Как пользоваться? Палку нужно разместить поверх холста наискосок таким образом, чтобы конец инструмента опирался на подрамник. Эту сторону мы придерживаем левой рукой. Другой конец, с подушечкой, размещаем на чистом месте холста так, чтобы было удобно положить на него правую руку.

Складной муштабель

Это инструмент выглядит, как складная конструкция, сделанная из реек. Такой муштабель крепится на верхнем левом углу мольберта или же на подрамнике. Преимущество этого варианта очевидно — его не нужно держать руками. Так как реечки подвижны, их можно перемещать в нужно вам место.
 
Единственный минус — цена. Она существенно выше традиционного батожка, примерно в 2-2,5 раза. Но если складной инструмент действительно необходим в работе, то стоит один раз потратится. В продаже можно найти складные подставки самого разного размера — и для небольших, и для крупных полотен.
 
Кому нужен складной муштабель? Конечно же, чертёжникам! А ещё он пригодится тем художникам, которые работают с большим объёмом мелких деталей. Все остальные живописцы могут прекрасно обойтись традиционным и более дешёвым по цене муштабелем.

Делаем батожок сами

Конечно, соорудить складной вариант сможет не каждый. А вот подставку, которой пользовались художники Ренессанса сделать проще простого! Нужна палочка оптимальной длины — 90 см. Если она деревянная, лучше отполировать её и вскрыть лаком. Если это алюминиевый стержень, то можно использовать его без подготовки.
 
Подушечки в советские времена художники делали из куска замши и ваты. Вырезали замшевый круг, плотно набивали ватой, а потом привязывали к концу палки. Сейчас материалов, подходящих для это задачи, стало намного больше. Самый доступный — обычная пробка из-под игристого вина или шампанского. Правда, она должна быть не пластмассовой, а из пробкового материала.

Муштабель в живописи

А теперь полюбуемся на картины великих художников. Многие живописцы не только использовали в своей работе батожок, но и изображали это приспособление на своих картинах! Чаще всего увидеть его можно на автопортретах. Посмотрите, как решительно держит этот деревянный инструмент Анри Реньо. Сразу понятно, что этот художник применял муштабель очень часто. А возможно, и не работал без него.
 
Совсем по-другому, мягко, изящно используют подставку женщины-живописцы: Софонисба Ангиссола (первая известная художница эпохи Ренессанса), нидерландская художница Катерина ван Хемессен, представительница английской живописи Ролинда Шарплз. В женских руках муштабель также воздушен и невесом, как смычок у дирижёра.
 
Но самое главное, на работах всех этих мастеров мы можем увидеть, как именно нужно пользоваться муштабелем: все варианты его расположения на полотне, а также правильное размещение ведущей руки. Вот так, спустя века, мы получаем мастер-классы от великих мастеров живописи.
 
Читайте также: