Если вы хотите облегчить работу с тоном, ускорить процесс создания наброска по сравнению с карандашом и передать характерность формы крупных объектов, то самое время запастись мягкими материалами для рисования. Большинство из них полюбились мастерам ещё много веков назад, и до сих пор достаточно популярны. Монохромные изображения элегантны, позволяют отлично передать игру света, вложить в произведение уникальные авторские черты. А большое количество оттенков вносит разнообразие и дарит свежие нотки настроению работы.
Виды и особенности мягких материалов
Список немаленький:
- Уголь обожжённый. Получают из веточек ивы, ореха, сливы, липы, берёзы или розмарина. Его любят за бархатистость, видимую фактуру, отличные возможности передачи светотени. Не пытайтесь стереть лишние детали обычным ластиком: для этого существует специальная «клячка», которую прокатывают по бумаге. Кстати, выбирают шероховатую, поскольку уголь плохо «прилипает» к поверхности и сыпется. Поэтому художники хранят работы под стеклом.
- Уголь прессованный. Рецепт таков: берём глину, газовую сажу, древесный уголь, немного ультрамарина, обжигаем смесь пару часов – и новый художественный инструмент готов. Палочки оставляют более тёмный след по сравнению с натуральным углём, однако степень выраженности тона зависит от процентного соотношения его «ингредиентов». При штриховке наиболее затенённых уголков картины без прессованных карандашей не обойтись. А ещё они отлично подходят для нанесения крупных «мазков» в очертании предметов.
- Масляный уголь. Чтобы его получить, древесный угольный стержень погружают в льняное масло. Оно изменяет свойства и структуру палочек, позволяя получать глубокие насыщенные линии. Таким нехитрым способом вы избавляетесь от пыли.
- Сухая пастель. Мел соединяют с пигментом, используя для связки смолу или камедь – и вот перед нами разноцветные брусочки. Полностью удалить с листа ошибку будет сложно, ведь мелкий пигмент проникает между волокон бумаги. Над сохранностью работы тоже придётся потрудиться: распылить немного фиксатива. Насыщенность оттенков зависит от производителя, поэтому удобно держать под рукой несколько коробочек и добиваться разных целей в работе.
- Масляная пастель. В сухой пигмент добавляем воск, минеральные масла и вуаля – получаем новый материал для ярких картин. Причём наносить его можно практически на любую основу – от холста и картона до стекла и керамики. Чтобы защитить результат и придать поверхности глянец, некоторые художники покрывают её акриловым лаком.
- Сангина. Изготавливают из каолина, мела и окиси железа. Обычно разнообразие оттенков сангины (от нежно-розового до бурого) используют при прорисовке обнажённой натуры. Не бойтесь сочетать с углём, сепией и другими техниками.
- Сепия. Создана для более тёмной, глубокой и холодной растирки или штриховки. Раньше её добывали из чернильного мешка каракатицы, теперь это искусственный краситель. Вы по достоинству оцените этот материал, ведь он легко стирается и позволяет создавать плавные переходы оттенков.
- Соус. Делают его так: в тонко перемолотые продукты сгорания добавляют слабый раствор растительного клея. Удобно работать как сухими прессованными палочками, которые оставляют яркий жирный след, так и разведённым в воде порошком. В жидком виде соус напоминает акварель. Готовое изображение рекомендуют хранить под стеклом или фиксировать слабым раствором сахарной воды.
Способы работы с мягкими графическими материалами
Первый, самый распространённый, приём – рисование палочкой по обычной бумаге. Тонкую линию удобно проводить углом брусочка, толстую – торцом и широкой стороной. Нужна ровная «заливка»? Тогда разотрите пятно пальцем или салфеткой. Многие мастера любят соединять грубую фактуру штрихов и менее резкую растирку. Хотите разнообразить творчество? Тогда подготовьте грунтованную поверхность. Она даёт готовый полутон, и нам остаётся лишь высветлить нужные участки и наметить тени. Грунт эффектен, имеет живую текстуру.
Третья возможность – использование колеров. Просто разотрите материал в порошок и добавьте воды. Их количество можно варьировать на палитре, добиваясь разной плотности и фактуры. А дальше в дело идёт непривычная для графика кисть. Жидким колером хорошо рисовать как на обычной плотной бумаге, так и на грунтованной.
Примеры картин известных художников
Мастера часто применяют в своём творчестве пастель. Она подкупает свежестью, бархатистостью и мягкостью красочных сочетаний. А ещё с течением времени полотно не меняет цвет. Посмотрите, какой сочности на холстах добились русские художники – Серов, Левитан, Врубель.
Для создания работ соусом требуется богатый опыт, поскольку его сложно убрать с поверхности. Оцените, например, образцовые произведения Боровиковского и Сёра. А какие сложные по тону моделировки получаются благодаря применению сангины и сепии (Шевченко, Зичи, Шере)! Многие авторы не замыкаются на использовании одного материала. Чтобы достичь подходящих эффектов, они смешивают техники (уголь + карандаш, соус + мел, уголь + пастель и т. д.) Поэкспериментируйте и вы!
Ещё:
1. Как рисовать драпировку акварелью
2. Как рисовать масляной пастелью
3. Рисование маслом
4. Рисование соусом
*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.