Ближайший Старт курсов – 29 марта 2025
Идет Набор!
Все темы блога
23.11.2018

Направления в изобразительном искусстве

смерть марата

Новая классика

Пришел на смену рококо строгий и ясный неоклассицизм. Такая перемена в искусстве связана с социально-политическими волнениями, захватившими Европу в конце XVIII века. Стал необходим рационализм, который воплотился в выверенной стилистике картин: стройная композиция, благородный однозначный сюжет, простые пространства с античными интерьерами (Жан-Луи Давид «Клятва Горациев», 1784). От художника требовалось строгое соблюдение норм и пропорций. Больше нет места легкомысленности и легкости Рококо. Часто воспроизводятся исторические эпизоды и героев (Ж.-Л. Давид «Наполеон на перевале Сен-Бернар», 1800; «Смерть Марата», 1793).

Интересно: Художник встретился с героем картины «Смерть Марата», одним из лидеров революционной Франции, за день до его убийства. Давид начал писать картину почти сразу же после смерти Марата по просьбе «вернуть нам героя». Копии произведения быстро распространились по всей стране.

клятва горациев смерть Сарданапала I
свобода на баррикадах

Эпоха гуманизма

Революционное время сменилось временем либерализма. Ответом на изменения стало направление Романтизма в искусстве, пришедшее из Германии в конце XVIII. Оно проникло в большинство европейских стран и Россию. Романтизм по своим стилистическим особенностям во многом связан с барокко. Романтики, в противовес неоклассикам, сосредоточили свое внимание на человеческих переживаниях, внутренних бунтах, связи человека с природой.

Примером романтического стиля в живописи стали картины Эжена ДелакруаСмерть Сарданапала», 1827). В «Свободе, ведущей народ» (1830) художник создал ощущение физического присутствия, он облек дух, Свободу, во вполне живое, чувственное тело. Делакруа соединяет физически достоверную реальность и символ, что ранее не делалось с такой убедительностью и аккуратностью.

Романтики любили портретный жанр, который был способом понять переживания человека (Орест Кипренский «Бедная Лиза», 1827; «Молодой садовник», 1817; «Портрет В. А. Жуковского», 1816). Романтики стремились уйти от действительности, а уйти можно было либо во внутренние переживания, либо в экзотические условия. Они и были воспеты в картинах этого направления (Каспар Давид Фридрих «Странник над морем тумана», 1818).

бедная лиза молодой садовник
странник над морем тумана

Наиболее локальным стал стиль прерафаэлитов (от лат. prae – перед и Рафаэль) - небольшой группы английских художников середины XIX века. Ими были Уильям Холман Хант («Изабелла и горшок с базиликом», 1867), Джон Эверетт Милле («Осенние листья», 1856), Форд Мэдокс Браун («Возьмите своего сына, сэр»), Уильям Моррис («Прекрасная Изольда», 1858) и др. Они писали с натуры в стилистике формально упрощенного, но внутренне наполненного символами творчества. Ориентировались на образцы средневекового искусства и раннего Возрождения, до Рафаэля, на которого ориентировались академисты.

Прерафаэлиты показывали чистую, естественную красоту, противоположную академической чопорности и классицистическим образцам. В обликах людей отражается почти невесомость, позаимствованная у ликов святых. Девушки изображаются похожими на благородных дам из рыцарских романов: с длинными распущенными локонами, бескровными лицами, утонченными телами в легких платьях.

Авторы заимствовали сюжеты из произведений Шекспира, примером тому служит одна из наиболее узнаваемых картин Джона Эверетта Милле «Офелия» (1852). Картины стиля живописи прерафаэлитов, несмотря на схожесть с авторами раннего Возрождения, более насыщенные, яркие, их техника более совершенна.

Теперь у мастеров было намного больше возможностей при работе с красками и цветом. Природа прерафаэлитов более реалистична и гармонична, она часто становится фоном картин, которые часто писались на пленэре.

офелия девушка с корзиной
Изабелла и горшок с базиликом

Социальное искусство

В отличие от локального стиля прерафаэлитов, широкое распространение получил реализм (середина XIX века). Его представители строго следовали за объективной реальностью во всей ее неприглядности. Новым было то, что представители реализма обратили свое пристальное внимание на ранее непопулярные сюжеты из простой жизни городских жителей низких сословий и крестьян. Жизнь и быт рабочих были воспеты на картинах реалистов без ложных идеализаций.

Важной оказалась социологическая маркированность этого направления (Илья Репин «Бурлаки на Волге», 1872-1873). Оно рассматривало стороны жизни ранее скрытые от высокого искусства как низкие и незначительные (хотя они и мелькали в далеком барокко!). Слишком долго искусство было пуританским и банальные стороны жизни глобально обходились стороной (Густав Курбе «Девицы на берегу Сены» - одна из ранних картин направления). 

 

В XIX же веке разделение на высокое и низкое постепенно теряет релевантность. Это приводит к волне свежих сюжетов и героев (Густав Карте «Похороны в Орнане», 1849; Павел Андреевич Федотов «Свежий кавалер», 1846). Стили и направления в искусстве мутируют, не теряя внутренних связей. Мутации все ускоряются и усложняются, появляется большее число новых стилей и направлений.

бурлаки свежий кавалер
Биг-Бен

Ещё:

1. Стили рисования
2. Стили в живописи эпохи модерн
3. Современные стили в живописи ХХ века
4. Декоративная живопись, или Искусство украшать

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.