Трудно представить хорошего художника, который не умеет нарисовать кубик или шарик. Почему это так? Да потому, что обучение любого рисовальщика начинается с построения геометрических тел. Ведь из них состоит любая самая сложная форма. Мы предлагаем взяться за азы изобразительного искусства. Поучимся рисовать натюрморты из геометрических фигур. Эти уроки помогут лучше понимать принципы построения и передачи на бумаге или холсте любой формы.
Основные геометрические тела
Для начала давайте вспомним, какие геометрические тела мы знаем и что надо для их изображения на плоскости. Вот список основных фигур, которые являются основополагающими любого предмета:
- Куб. Прямоугольная призма с квадратными сторонами. На любом рисунке видны только три из них. У любого куба шесть сторон.
- Призма. Призмы имеют прямолинейные грани. Они могут быть многогранными, прямоугольными и косоугольными. Например, трапеции и параллелепипеды.
- Пирамида. Количество граней пирамиды зависит от основания. Какая фигура будет в основании – столько и граней. Все они идут от основания к единой вершине.
- Шар. Кто не знает, что такое шар? Любой малыш укажет на мячик, который является типичным образцом этой фигуры.
- Конус. Круглая пирамида, как её некоторые называют. Они во многом правы, ведь в основе конуса лежит круг и единая вершина, куда устремлена овальная боковая поверхность.
- Цилиндр. По логике эту фигуру можно назвать круглой призмой. В отличие от конуса у цилиндра два круглых основания соединённых единой боковой поверхностью.
Итак, эти геометрические тела лежат в основе более сложных форм и умение их рисовать просто необходимо любому художнику. Но что ещё следует помнить при изображении геометрических натюрмортов? Конечно же основные законы перспективы и светотени. Все уходящие линии сходятся в одной точке на линии горизонта. Поэтому построению таких натюрмортов надо уделять особое внимание. Чем точнее будут ваши расчёты, тем меньше ошибок будет в рисунке. Благодаря перспективе художник может передать пространство на плоском листе бумаги. Светотень состоит из пяти основных градаций: рефлекс, тень, полутень, свет и блик. Чем лучше вы научитесь владеть приёмами их передачи, тем реальнее будут выглядеть ваши рисунки.
Поэтапный рисунок геометрического натюрморта
Любой натюрморт требует основательной подготовки. Для начала подберите разные по форме геометрические тела. Не стоит брать слишком много таких предметов. Три или четыре вполне достаточно. Теперь поставьте их так, чтобы было хорошо видно форму каждого. Не выстраивайте их в один ряд, как на параде. Намного интереснее рисовать предметы в необычных ракурсах. К тому же это принесёт больше пользы в практическом отношении.
Установите хорошее освещение, чтобы форму предметов было легко передавать с помощью светотени. Ещё один нюанс установки света – он не должен отвлекать и мешать вам. Для построения таких натюрмортов требуется достаточное пространство в комнате, где вы работаете. Для проверки правильности линий и пропорций приходится часто вставать из-за мольберта и отходить на расстояние. Очень удобны съёмные мольберты. Тогда можно ставить рисунок рядом с натурой и сравнивать со своего места. Итак, всё готово к процессу творчества.
Хоть и трудно назвать рисование геометрических тел творчеством, однако, это очень увлекательное занятие и полезное для будущего творца. С чего начать?
- Размечаем композицию. Лёгким нажимом карандаша проводим основные осевые линии и намечаем места размещения всех предметов.
- Прорисовываем контуры. На этом этапе строим перспективу всех предметов и рисуем их каркасы.
- Начинаем штриховать основные тени, рефлексы и полутени.
- Доводим рисунок до завершения. Усиливаем передний план, сглаживаем задний. Стираем линии построения и протираем ластиком блики.
Кому-то может показаться рисование кубиков и шариков слишком примитивным и муторным делом, но поверьте нашему опыту, без этого дела невозможно идти дальше. Это всё равно что учиться бегать, не научившись стоять на ногах. Хороший художник умеет рисовать не только Джоконд, но и цилиндры с пирамидами.
Ещё:
1. Как нарисовать скелет
2. Человек в движении: об основах рисования
3. Творческий рисунок
4. Где научиться рисовать
*В статье использованы учебные работы студентов Школы рисования и живописи на Татарской.