Все темы блога
11/04/2018

Николай Ли. Основы академического рисунка

Взяв карандаш в руки, начинающие художники с удивлением обнаруживают, что не знают, как перенести на бумагу вазу или яблоко. Они стоят на постановке, простые и знакомые, но как нарисовать их «как в жизни»? Привычные предметы будто под воздействием заклинания непередаваемости. Чтобы его снять, нужно обучение. Для помощи в этом Николаем Ли был написан учебник «Рисунок. Основы учебного академического рисунка».

Об авторе

Николай Геннадьевич Ли (1945 г. р.) - автор книги об основах академического рисунка, окончил Ленинградский художественный институт имени И. Е. Репина по специальности художник-график. Член союза художников, сейчас занимает должность профессор кафедры рисунка, живописи, скульптуры Пензенского гос. университета архитектуры и строительства. Своим опытом Ли решил поделиться в книге «Основы учебного академического рисунка». Учебник быстро стал популярен. Читателей привлекли логичное распределение материала от простого к все более сложному и комплексному, теоретическая база и примеры со множеством иллюстраций.

Основы академического рисунка. Автор Николай Ли
Книга Николая Ли «Основы академического рисунка».

Анатомия книги

«Основы учебного академического рисунка» состоит из параграфов, каждый из которых дает необходимую теоретическую справку. Продуманный план поэтапной подготовки и практики направляет художника. Каждый из этапов плана-инструкции идет с расшифровкой и указаниями, полезными в обучении. Комплексно представляется анатомия человека, с важными акцентами.

Николай Ли. Основы академического рисунка
На рисунке изображен карандаш в перспективном изображении с точками схода.

Но самое главное – все наполнено большим количеством иллюстраций, которые напоминают неопытному художнику советы преподавателя. Они помогают проверить себя, сравнив с образцами, которые всегда под рукой. В художественном обучении ни одна теоретическая справка не даст того же эффекта, как сравнение с мастерски исполненным образцом.

Рисунок пропорции головы. Основы академического рисунка. Николай Ли
Пропорции головы.

Одна тема плавно переходит в другую, позволяя последовательно освоить основной курс. Начиная с формулировки задач обучения, мы шаг за шагом погружаемся в предмет. Понятия с объяснениями, которые потом пригодятся на всех этапах практической подготовки (перспектива, форма, объем, пропорция и т. д.) для удобства подкрепляются иллюстрациями. Затем автор предлагает обратить внимание на композицию. Любая картина имеет свою композицию, ее надо заранее продумывать. 

Конструктивное построение объемных тел. Николай Ли
Конструктивное построение объемных тел.

Порядок тем

Все это каркас, на который будут по слоям надеваться практические навыки. Если не сформировать его, то здание не будет ровным и крепким, ошибок на картине не избежать. Только после этого начинается изучение геометрических тел. От куба переходим к призме (больше граней – сложнее фигура), за ней следуют тела с более сложными формами, добавляются методы передачи светотени. Попрактиковавшись, можно переходить дальше – к группе тел, которые сменятся бытовыми предметами, затем сложными архитектурными построениями. 

Схема рисования гипсовой головы
Последовательность рисования гипсовой головы.
Гипсовая голова Дианы. Николай Ли
Рисунок гипсовой головы Дианы.

Все ближе к человеку. Сначала  пробуем перенести на бумагу части (голова, нос, ухо), параллельно вспоминая анатомию, пластику тела. Только как завершение – целая фигура. Как в цепочке, звенья цепляются друг за друга, образуя цельное украшение, наполненное практическими умениями.

Рисунок гипсовой фигуры Венеры Медицейской. Николай Ли
Последовательность выполнения рисунка гипсовой фигуры Венеры Медицейской.

Но, пользуясь учебником, достигнуть лучших результатов можно под руководством преподавателя. Он может проверить, отрегулировать ошибки, слабые стороны ученика, прежде чем ученик перейдет к более сложным заданиям. Самоучке это сделать сложнее. Он не может сразу оценить «свежим взглядом» свои пробы.