Все темы блога
26/07/2018

Основы композиции в рисунке для начинающих

Что ты чувствуешь, когда видишь Пизанскую башню? Хотелось бы постоять под её падающей стороной? Экстремалы скажут: «Да!», а вот осторожные не очень-то охотно пойдут на это. Почему? Её наклон заставляет делать определённые выводы. 

Так и в рисунке композиция побуждает зрителей к размышлениям. От неё часто зависит впечатление от всей картины. Как хороший фундамент для здания, она служит надёжным основанием для будущего произведения или ненадёжным, которое может разрушить весь дальнейший труд. Начнём знакомиться с нею поближе?

Рисунок Пизанской башни М. Эшер. Бельведер
Пизанская башня на Площади чудес. Рисунок 1830 г. (слева). М. Эшер «Бельведер».

Зачем нужна композиция

Само слово «композиция» не русское. Оно затесалось в наш язык из древней латыни. Помнишь эпоху Возрождения с Леонардо да Винчи и Рафаэлем? Так вот, они мучились, говоря на этом языке. Когда Леонардо говорил Рафаэлю, что ему нравится его «компонере» Сикстинской капеллы, то Рафаэль понимал, что речь идет о том, как здорово он сочинил, расположил и составил основных персонажей своего монументального творения.

Да, композиция – это умение правильно располагать детали, так чтобы они составляли единое целое. Причём идеальная композиция должна быть такой, чтобы к ней не хотелось что-то дорисовать или стереть лишнее. Золотая середина – это лучшее «компонере». Научишься этому – ты уже одной ногой среди великих!

Панорама Бородинской битвы. Фрагмент. Франц Рубо Ф. Рубо Фрагмент панорамы Бородинская битва
Франц АлексеевичРубо. Фрагменты панорамы «Бородинская битва».

   Итак, для чего нужна композиция? Вот лишь основные причины уделять ей повышенное внимание:

  • Основа произведения. Хорошая композиция, как крепкий фундамент служит прочности и надёжности. Законы этой науки незыблемы уже многие годы, поэтому внушают доверие.
  • Внимание зрителей. Хорошее композиционное решение может притягивать зрителей, как мёд медведей. В то же время, неудачное размещение героев на полотне может оставить картину вообще без зрителей.
  • Цель произведения. Благодаря различным приёмам расположения деталей и основных объектов ты можешь достичь основной цели твоей работы. Например, что первым делом хочется сделать, когда видишь плакат Д. Моора «Ты записался добровольцем?». Бросить всё, схватить винтовку и бегом в Красную Армию записываться.

Это только некоторые причины, почему без знаний композиции никак не обойтись. Хочешь быть хорошим художником? Учи законы композиции. Не пугайся слова «законы»! Под ними подразумеваются принципы, на которых стоит гармония. Настоящая гармония – это когда бабочки в животе.

Эластичность. Э. Боччони Ты записался добровольцем. Д. Моор
Э. Боччони «Эластичность». Д. Моор «Ты записался добровольцем?».

Что влияет на хорошую композицию рисунка

Ну что? Ты готов познавать азы композиции? Тогда вперёд! Начнём с самого главного, что на неё влияет, потом всё остальное:

  • Точка зрения. Выбор места откуда будет производиться обзор. Слева, справа, сверху, снизу или по центру – решает автор куда поставить зрителя. Это как фото, где бы ты его не сделал оно всегда показывает вид, открывающийся с того места, где стояла камера. Сравни: панораму Бородинского сражения Рубо и «Последний день Помпеи» К.Брюллова. В первом случае ты, как полководец с высоты видишь всю картину боя, а во втором бежишь вместе с толпой от ужасного вулкана, грозно возвышающегося над тобой.
  • Зрительный вес деталей. Не секрет, что даже нарисованная гиря тяжелее кажется настоящего птичьего пера. Наш мозг быстро определяет вес по объёму, по предназначению и даже по форме и цвету. Всё это можно умело применять для достижения своих целей. Пример: сравни людей на картине Айвазовского «Девятый вал» с мачтой, на которой они спасаются, при этом не смотри на остальную часть картины. В этом сравнении кажется их дела не так уж плохи. Но теперь сравни мачту с волнами позади них, и ужас пробирает до самых кончиков пальцев на ногах.

Картина Репина. Не ждали Охотники на привале. В. Перов
Илья Репин «Не ждали». В. Перов «Охотники на привале».

  • Ритм. Что главное для репера? Точно. Чередование, симметрия, асимметрия предметов, форм, цветов, фигур и много другого придают динамику произведению или железобетонно устанавливают его на одном месте. Посмотри на коня с картины Васнецова «Витязь на распутье». От его вида в сон клонит. А как тебе, тройка у Самокиша? Крышу сносит от её задора, так и хочется отскочить в сторону, а то зашибёт!
  • Пространство. Есть целая наука, называемая перспективой, которая отвечает за правильную передачу пространства на плоскости. Она может подсказать многие оригинальные приёмы для привлечения внимания зрителя. Посмотри на примере голландского художника Мориса Эшера, как можно заплетать мозги в косичку с помощью зрительного искажения пространства.
  • И наконец, цвет. Как не странно, но цвет имеет огромное значение в композиционных решениях. Именно по этой причине пишут эскизы больших работ, чтобы убедиться, что основные цвета и тона на своём месте. Цвет может влиять на вес, на ритм и на пространство.

Айвазовский. Девятый вал Последний день Помпеи. К. Брюллов
И. Айвазовский «Девятый вал». Карл Брюллов «Последний день Помпеи».

У тебя есть ингредиенты для хорошей композиции, теперь нужен рецепт. Как в любом хорошем блюде, здесь главное не переборщить, но и недосол может плохо аукнуться.

Первое время лучше пользоваться готовыми рецептами. В искусстве существуют определённые стили, которые объединяют несколько отточенных приёмов, организованных в определённую систему. Если ты любитель порядка обрати внимание на работы мастеров классицизма, если наоборот, то твой стиль абстракционизм. Кроме этих полюсов есть много промежуточных станций, на которых тебе возможно захочется сойти.

Тройка. Художник Н. Самокиш
Н. Самокиш «Тройка».

Как этому научиться

Запомни, что в любом деле нужен опыт! Но опыт дело наживное, его за деньги не купишь. Поэтому, чтобы освоить изобразительное композиторство надо учиться у тех, кто в этом деле мастер. Внимательный анализ работ метров поможет усвоить основные приёмы на практике.

Научись делить детали картины на три основные категории:

  1. Главные. Это то к чему сразу должен притягиваться глаз. Без чего картина полностью потеряет смысл. Например, убери с картины Репина «Не ждали» мужчину в арестантской одежде. Всё, какое здесь «не ждали» без него. Или женщину на переднем плане.
  2. Второстепенные. Детали, которые можно заменить на другие, но суть картины не поменяется. На той же «Не ждали», если вместо служанки в дверях поставить слугу в светлой рубашке, то те кто видел эту картину много раз не сразу заметят подмену.
  3. Вспомогательные. Детали, которые видят только очень внимательные зрители, но без которых композиция рухнет. Закрой пальцем ножку стула, выглядывающую слева, на той же картине Репина. Сразу хочется взять ножницы и отрезать лишнюю часть полотна. Но уберите палец, и ничего лишнего. В композиции, как на весах: добавил грамм на одну сторону и она сразу перевесила, убрал грамм – перевесила другая сторона.

Витязь на распутье. Художник В. Васнецов Золотая осень. В. Поленов
В. Васнецов «Витязь на распутье». В. Поленов «Золотая осень».

Научившись делить, учись их правильно размещать на полотне. Научился размещать, учись правильно распределять цвет и тон. Научишься этому, иди занимай место в Третьяковской галерее. Скоро твои картины будут там!