Чем хороши масляные и акриловые краски? Кто-то скажет: своей яркостью и надёжностью. Кому-то нравится, что хранятся они, чаще всего, в тюбиках. А для кого-то большой выбор технического арсенала привлекает в этих замечательных красках.
Давайте поближе познакомимся с удивительной техникой, свойственной только маслу и акрилу – пастозной живописью. Попробуем проникнуть в тайны привлекательности сказочного письма. Насладимся удивительной свободой, которую даёт объёмный мазок.
Пастозная техника живописи
Мастера акварели перейдя на масляные краски легко овладевают техникой лессировки. Это то, чему они научились на прежнем материале. Кто-то старается воплотить своё мастерство в новое обличье. Однако очень скоро такие мастера убеждаются, что лучше акварели может быть только акварель и возвращаются к первой любви. Но есть и те, кто решается на освоение неизведанного. Маслом можно делать то, чего никогда не сделаешь акварелью. Даже гуашь из-за своей сыпучести не всегда оправдывает объёмные мазки. С помощью пастообразных красок мастера творят настоящие рельефные работы.
Итак, что же это такое? Если сказать, чтобы было доходчиво для акварелиста, то пастозная живопись это полная противоположность лессировке. Здесь на первом месте стоит мазок чистой краской, чаще всего, выдавленной прямо из тюбика. Отсюда и чувство необычайной свободы. Художник становится малым ребёнком, которому дозволили поиграть с красками.
Однако не стоит думать, что в этом жанре нет никаких правил и ограничений. Любая техника письма зиждется на определённых принципах, наша героиня не исключение. Вот четыре кита, на которых стоит пастоза:
- Основа. Есть те, кто любит творить по чистому холсту, но большая часть живописцев готовят основание для будущего шедевра. В данной технике это может быть эскизный подмалёвок, выполненный даже акварелью. Чаще всего его делают разведёнными скипидаром масляными красками. Первый слой должен быть предельно тонким. Всегда ждут, чтобы он хорошо просох. После этого приступают ко второму этапу.
- Таче. Или говоря по-русски, пятно. Это основной исполнительский приём. Краска выдавливается из тюбика прямо на полотно, затем делается мазок. Кто-то для этого применяет грубые плоские кисти, кто-то мастихин, а есть умельцы, которые привыкли делать всё одними пальцами и ладонью.
- Текстура. Третий этап – работа над деталями. Опять же обычно применяют чистые краски, без каких бы то ни было разбавителей. Их наносят на высохший предыдущий слой, шаг за шагом достигая намеченной цели. Допускается окончательная прорисовка деталей тонкой кистью.
- Лакировка. Последний этап – сохранение произведения для потомков. Работы, выполненные в нашей технике, со временем могут пожухнуть из-за толстого слоя краски. В связи с этим, после полного высыхания, а это может быть очень большой срок (до 1 года), работу покрывают лаком. Так её защищают от потрескивания и обесцвечивания.
Как видите, ничего сложного в пастозной живописи нет, если усвоить основные принципы. Свобода, которую даёт такое творчество, стоит, чтобы хотя бы попробовать его.
Мастихин или кисть
Видим, что вы смелый человек и решились на новые свершения. Это похвально! С чего начать? Каких ошибок стоит избегать при освоении новой техники? Вперёд на поиски ответов.
Для начала выберем основной исполнительский инструмент. Дело в том, что работа кистью и мастихином сильно отличаются друг от друга. Эти отличия связаны не только с устройством данных инструментов, но с техникой их применения, а также с функциональными возможностями.
С помощью щетинной кисти можно передавать текстуру разных поверхностей, можно делать овальные мазки, создавать шероховатость и т.д. Мастихин больше подходит для тех, кто любит экспрессию, движение, блеск. С его помощью легко создавать большие ровные поверхности. Можно процарапывать яркие канавки, перемешивать несколько невысохших слоёв.
Не будем забывать о пальцах. Вот уж поистине универсальный инструмент. Ими можно ваять из красок целые барельефы на холсте. Но этот способ явно не для аккуратистов. Хотя кто-то использует перчатки и творит в своё удовольствие без кистей и мастихина. Какой вариант вы бы ни выбрали, помните, что пастозная живопись не любит разбавители. Особенно противопоказаны для неё масляные добавки. При прописке основы первый слой на их основе будет плохо держать последующие. Поэтому, если вы всерьёз взялись за пастозу, то спрячьте подальше конопляные и льняные разбавители.
Ещё для такого творчества надо запастись красками. Чем больше их, тем больше возможностей сотворить что-то запоминающееся. Учтите, что в самый неподходящий момент они могут кончиться, а вдохновение, как воробей, вырвется из рук можно больше и не поймать.
Чтобы желание создать первый шедевр не прошло, полюбуйтесь работами мастеров этого дела. Смело беритесь за тюбики своих красок и вперёд на просторы пастозной живописи.
Ещё:
1. Современные стили рисования
2. Современные стили в живописи ХХ века
3. Стили в живописи эпохи модерн
4. Стили рисования
*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.