Ближайший Старт курсов – 01 декабря 2024
Идет Набор!
Все темы блога
07.11.2018

Подмалёвок в живописи

Работа художника состоит из многих этапов: от выбора удачного ракурса и подготовки всех материалов к работе, до нанесения графического наброска, подмалёвка и наложения дальнейших цветовых слоев. Только в результате разумной первоначальной разработки будущей картины у художника получается законченное, правильно построенное произведение с живыми, не «из банки», цветами. Одним из таких необходимых, особенно в ученичестве, подготовительных этапов художественной работы является подмалёвок.

Голова Леды. Леонардо да Винчи Набросок к Тайной вечере. Леонардо да Винчи

Что это такое?

Подмалёвок – слово, будто выдуманное ребенком или о детских поделках: малыши малюют свои детские рисуночки, на которых красками изображено нечто неразборчивое. Оказывается, это явление встречается не только в детской живописи! Под законченной картиной ученика художественной школы и настоящего художника всегда остается начальная быстрая разработка изображения. На ней уже сформирована композиция и обозначены фигуры, нанесен тонкий слой краски, грубо намечен объем, большими кистями закреплены основные цветовые пятна. Все эти элементы зададут направление для дальнейшей работы живописца. Этот подготовительный уровень картины и называется подмалёвком или подмалёвкой. Краска распределяется по всему полотну, чтобы перекрыть отвлекающую белизну бумаги или холста.

Голова Христа (этюд к Тайной вечере) Поклонение волхвов (фрагмент). Леонардо да Винчи

Получается, что подмалёвок становится маячком, смотря на который художник дополняет картину более точными и подробными цветовыми комбинациями. Легко догадаться, что маячок должен быть точным, иначе собьешься с курса и пропадешь: начальные цветовые пятна нужно подбирать аккуратно, особенно при работе с акварелью. Неверно наложенный слой может испортить всю последующую картину. Нельзя забывать, что в рисовании все этапы творческой работы важны!

Эскиз обычно носит неоконченных характер, но может восприниматься как самостоятельный вариант художественного произведения. Подмалёвок же становится частью картины, спрятанной в ее недрах. Но он может быть частью эскиза (П. П. Рубенс «Ахиллес среди дочерей Ликомеда», 1616–1618).

Какой подмалёвок выбрать?

Чем лучше делать подмалёвок в живописи? Ответ во многом зависит от предпочтений художника. Маячок может быть выполнен акварелью, гуашью, масляными красками или акрилом. Но для разных красок существуют разные правила нанесения начального слоя. Подмалевок акварелью должен быть более легким и светлым, чем цвета в последующих слоях из-за особенностей водной краски: она полупрозрачна. Это значит, что слишком густая основа перебьет верхние цвета. 

Ахиллес среди дочерей Ликомеда. Рубенс
Ахиллес побеждает Гектора Ахиллес и кентавр Хирон

Подмалевок гуашью наоборот не должен быть прозрачным, эта краска более густая и бумага не должна просвечивать сквозь краску. Чтобы гуашь лучше зафиксировалась можно предварительно загрунтовать поверхность для рисования, но это совсем не обязательно. Подмалевок маслом делается тонким ровным слоем разбавленной краски на грунтованную поверхность. Разумно наносить подмалевок, когда есть большой запас времени на просыхание (около недели). 

Это важно, потому что не до конца застывшая краска, при нанесении верхнего слоя, со временем начнет трескаться. На пленэре, когда картина пишется быстро, работа выполняется в один слой. Однако во время основного учебного процесса на написание картины дается достаточно времени, чтобы все уровни зафиксировались, и изображение получилось детально проработанным. Масляный подмалевок стоит зафиксировать лаком, чтобы слои краски лучше схватывались между собой и начальный был более гладким.

Легко писать акриловый подмалёвок, потому что он высыхает быстрее масляного. В акрил достаточно добавить немного воды, чтобы нанести тонкую прослойку. Делать акриловый, гуашевый и акварельный подмалёвок можно под масляную живопись, но не наоборот. Чтобы убедиться, какой подмалёвок больше подходит Вашему стилю, беритесь за кисть и пробуйте!

Возвращение блудного сына
девочка с котом танец

Ещё:

1. Декоративная живопись, или Искусство украшать
2. Красный в живописи – философия счастья и печали
3. Женские образы на картинах Жанет Гишар-Бюнэль
4. Натюрморт в стиле гризайль

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.