Художники давно уже отказались от идеи изображать мир с точностью фотографии. Зачем? Камера всё равно в мельчайших деталях запечатлеет тот или иной кадр. Перед творческим человеком стоит иная задача – выразить свой замысел художественными средствами. Результат бывает порой очень оригинален. Размытые картины – яркий пример тому.
Размытые картины, что это за стиль?
Часто в интернете их представляют со словами: «Хотите увидеть мир таким, каким его видят близорукие люди?» Действительно, при первом взгляде на полотно зритель отмечает только «смазанный кадр». Чётких границ у объектов нет, резкости добиться невозможно – это вам не оптика, которую так легко отрегулировать. Возникает вопрос: «Зачем художник взял на вооружение такой странный стиль?»
Пожалуй, лучше всего на это ответил Энди Денцлер: «Для меня искусство – это страсть, движение и пауза на видеомагнитофоне». Современный ритм жизни, стремительный полёт мысли, присущий творческому человеку – и вот на «стоп-кадре» мы видим размытую картинку.
По такому полотну нельзя скользнуть беглым взглядом. Посетитель выставки, оказавшись в странном мире, где знакомые предметы напоминают пятна, впервые чувствует себя гостем на родной планете. Ему приходится быть вдвое зорким. Он старается узнать в размытых очертаниях знакомые вещи, но на первый план выходят чувства. Полотно залито солнечным светом, и зритель ощущает чувство радости и умиротворения ещё раньше, чем осознаёт, что здесь нарисовано. Таким волшебством обладают размытые картины.
Примеры размытых картин художников
На полотне Филиппа Барлоу «Молодая жизнь» мы видим трёх юношей на пляже. Накатываются на берег волны. Молодые люди будто замерли на миг в раздумье перед тем, как бросить вызов стихии. Вот-вот один из них взлетит на гребень волны, стоя на доске, а другие пустятся вплавь. Художнику удалось передать настроение – солнечные блики, вспыхивающие на воде, бесшабашную смелость ребят, силу молодости и возможности начинающегося дня.
Ещё одно полотно того же автора, которое называется «Камни». На первый взгляд – это каменные джунгли. Асфальт и высокие дома, стоящие вплотную друг к другу. Но у зрителей не остаётся мрачного впечатления, перед ними вовсе не «каменная пустыня». Вот на заднем плане какая-то зелень, наверное, там клумба. А тут идут люди в ярких одеждах. У них на плечах и на стёклах автомобилей играют солнечные блики. Даже в «каменных джунглях» на душе у людей может быть светло и радостно.
Естественно, возникает вопрос: «Работает ли кто-то из отечественных художников в жанре «размытых картин»? Можно вспомнить работы Владимира Куша, которого называют «русским Сальвадором Дали». Не на всех его картинах присутствуют размытые линии. Но есть и такие полотна, где данный приём позволяет добиться наибольшей выразительности. Например, «Спуск к Средиземноморью», где зритель видит размытые, будто прозрачные ноги человека. Или «Забытые очки», где перед зрителем предстаёт нечёткое изображение.
Художники «размытого жанра»
Наиболее известными художниками, рисующими размытые картины, являются Филипп Барлоу и Энди Денцлер. Барлоу на протяжении долгих лет оттачивал эту кажущуюся «нечёткость». Силуэты людей на его полотнах напоминают цветные пятна. Многие подтверждают – именно таким видят мир люди с нарушением зрения. С близорукостью, с астигматизмом. Но и для них мир может быть прекрасным, даже если очки забыты дома. Нужно только освоиться, и очертания домов, машин, деревьев, людей перестанут сливаться. И ты будешь чувствовать себя уверенно, несмотря на то, что останешься особенным.
Живёт Барлоу в одном из самых южных городов Африки, в Кейптауне. Может быть, поэтому на его работах так много солнца. И поклонников творчества этого удивительного художника немало.
По сравнению с Барлоу Энди Денцлер живёт и творит в прохладной стране – в Швейцарии. Его работы объединены в серии «Портреты», «Ландшафты», «Городские фигуры». Чаще всего его стиль определяют как «экспрессионизм» или даже «фотореализм». Художник использует законы, связанные с эффектами ускорения и замедления. Кажется, что в видеомагнитофоне перематывали плёнку и вдруг нажали на «стоп». Возникает непередаваемое ощущение: вот он, остановленный миг реальной жизни.
Остаётся лишь радоваться, что воображение творческого человека столь богато. Благодаря ему зрители испытывают совершенно особенные чувства.
Ещё:
1. Пастозная живопись
2. Натюрморт в стиле гризайль
3. Декоративная живопись, или Искусство украшать
4. Красный в живописи – философия счастья и печали
*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.