Среди техник и видов материалов легко заблудиться начинающему художнику. Многоликие портреты маслом, нежные пейзажи акварелью, легкие рисунки акрилом. Но есть один вид краски, соединяющий в себе особенности водяной и масляной сестер – гуашь (фр. gouache - водная краска, плеск). Простая и богатая возможностями использования, она помогла в обретении первых живописных навыков не одному таланту.
Гуашь: приятно познакомиться
Гуашевые краски, как и акварель, водяные. Но, в отличие от акварельных, они непрозрачны. Это обеспечивает добавление белил и клея в состав. Чаще всего они продаются в наборах из 9, 12 цветов, разлитых в небольшие баночки. Бывают и наборы из тюбиков, как с маслом или акрилом. Оба вида упаковок удобны для длительного хранения и использования материала. Но даже когда краски подсохли, это не страшно, они же имеют водную основу. В отличие от акрила, который после высыхания становится водонепроницаемым. Картины, написанные густой гуашью (в «пастозной» технике), больше похожи на масляные, за исключением отсутствия особенного масляного глянца. Они имеют матовость.
Краска достаточно плотная, ее можно накладывать в один или несколько слоев, которые перекрывают друг друга. Плотность позволяет легко скрыть карандашный рисунок, который делается на подготовительном этапе. Можно не остерегаться, что он будет просвечивать и портить общий вид картины, как бывает при работе акварелью.
Если захочется провести эксперимент – плотность гуаши можно регулировать. С добавлением большего количества воды она станет менее густой, возможно даже сделать состав совсем легким, почти прозрачным. Техника, в которой поверх базового цвета наносится сильно разбавленный материал, называется «лессировка».
Начинаем рисовать
Гуашь удобна для новичка. Она дешевле акварели или масла и расходуется достаточно экономно. Во время обучения живописи практики будет много, так что это неплохое преимущество материала. Кроме того, краске не требуются разбавители и другие регуляторы.
Обучение рисованию гуашью начинается с поэтапной подготовки. На первом этапе стоит заготовить все инструменты. Писать гуашью можно кисточкой с плоской жесткой щетиной, она лучше всего распределяет краску и берет немного воды. Для проработки мелких деталей или при желании сделать менее густую консистенцию краски можно использовать более мягкую кисть. Чаще всего краской пишут на бумаге средней плотности 200 – 260 г/м2, но в качестве холста может использоваться и дерево, ткань, картон.
После этапа нанесения карандашного наброска переходим к смешению красок. Емкость с водой и палитра должны быть под рукой. Подбирать цвета необходимо на палитре, чтобы картина не получилась неопрятной.
Работа краской идет от темного к светлому: сначала наносятся более темные цвета, которые потом, где надо, перекрываются более светлыми оттенками. В случае ошибки с цветом ее легко исправить, наложив новый слой. Но делать это можно только когда краска высохла, иначе может получиться только хуже – цвета смешаются и станут грязными. Если границы предметов получились слишком резкими, их можно размыть с помощью маленькой кисточки с небольшим количеством воды, иначе все расплывется и смешается.
Во время подбора цвета и при определении светотеневых отношений нельзя забывать, что гуашь имеет особенность становиться несколько светлее после высыхания из-за содержания белил в составе. Не бойтесь делать яркие мазки.
Ещё:
1. Как рисовать драпировку акварелью
2. Декоративная живопись, или Искусство украшать
3. Как рисовать масляной пастелью
4. Самый дорогой художник современности – Дэвид Хокни
5. Стили в живописи эпохи модерн
*В статье использованы учебные работы студентов Школы рисования и живописи на Татарской.