Все темы блога
06/12/2018

Современные стили рисования

Современное искусство - предмет множества шуток, потому что его часто можно не узнать. Оно, как и прежнее искусство, складывается из множества стилей и направлений. Стили эти набрали популярность и развивались в перевернувшемся мире живописи второй половины XX века. К ним относятся концептуализм, поп-арт, перфоманс и другие. Очевидная и значимая их особенность заключается в частом отсутствии самого созданного руками художника произведения искусства. Удивительно, правда? Давайте посмотрим на современные стили рисования с примерами!

волчица абстракция
на балконе

После середины века

После эпохи модерна и перевернувшей все Второй мировой войны старые идеалы были оставлены позади. В Западном мире от духовных ценностей люди резко переключились на материальную действительность, что заметили чуткие к переменам художники. Последним направлением, тесно связанным с человеком, в середине 1950-х годов стал абстрактный экспрессионизм. В картинах этого стиля переживались вопросы бытия. Их художники эмоционально выплескивали на холст (Джексон Поллок «Номер 17А»; «Номер 1А», 1948). Картина становилась чистым воплощением человеческих чувств. Это направление было торжеством живописного искусства.

Но форма, в которой бы выразилось новое время оказалась совсем другой. В конце 1950-х родился поп-арт - искусство времени перепроизводства. Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Ричард Гамильтон использовали масс-маркет как объекты художественного осмысления. Они делали произведения лишенными личных переживаний и автомифов художника (Рой Лихтенштейн «Бам», 1962).

Люди оказались окружены рекламой и продуктами потребления, из этого теперь строилась действительность, но как к ним относиться? Уникальность нивелировалась (Энди Уорхол «Банки супа Кэмпбелл», 1962), а человеку нужно было соотноситься с окружающим его миром. Представители поп-арта попробовали сделать атрибуты действительности частью искусства, и эта идея сработала (Питер Блейк «На балконе», 1955-1957, «Источники поп-арта», 1967). Происходило включение не-искусства в искусство, наслоение культурных кодов. Узнаваемость брендов делала этот стиль популярным в самых широких кругах.

Бетховен блам
танец

Искусство переходило в массы. Не нагруженное личными смыслами и символами, оно стало доступно всем. А это делало возможным провести разговор о культуре на понятный каждому язык! Минимализм произошел из поп-арта. Творцы продолжили использовать открытия поп-артовцев, более радикально отходя от старых принципов уникальности и авторства в своем творчестве. Картины минималистов отличались объективностью, простотой формы и потенциальной повторяемостью. Они были больше всего похожи на обезличенные продукты серийного производства. Минималисты даже не создавали картин и скульптур своими руками, они только использовали готовые элементы композиции, так что авторство нарочито устранялось (Дональд Джадд «Untitled», 1988, Дэн Флавин «Монумент, посвященный В. Татлину», 1966; Сол Левитт «Настенные чертежи», 2006). Эти работы мог бы сделать любой человек, следуя указаниям. Произведение искусства в руках минималистов стало представлением идеи, перестав быть представлением своего автора. Не зря Ролан Барт в это же время сделает заключение о «смерти автора». И правда, его роль в новом искусстве максимально мала.

Идея как искусство

Продолжением обозначенных процессов явился современный стиль рисования Концептуализм (от лат. «conceptus» - понятие) (1960-1970-е). Продолжение концептуального направления живет в искусстве и сейчас, пробуя задавать зрителям новые концепты. Его представители были нацелены на исследование идей и процессов в обществе, что часто приводило к отсутствию законченного художественного текста (живописи, скульптуры или другой вид искусства) в привычном смысле. Для концептуалистов главным в произведении была идея, а ее воплощение - чистая формальность (Джозеф Кошут «Один и три стула», 1965; «Неон», 1965).

Dan Flavin инсталляция один и три стула
Разговоры, тексты, копии

Эти рассуждения остро обозначили сложность языков искусства. Если всякая идея об искусстве может быть художественным объектом, то художественным произведением картина или книга становится не сама по себе, а благодаря заложенной внутри идее (Марсель Бротарс «Разговоры, тексты, копии», 1972–1973; Джон Балдессари «Картина для Кублера»)!

К чему привело такое направление мыслей художников? На свет появились ставшие героями анекдотов спорные шедевры: стул и фотография заметки с определением понятия «стул» из словаря с приложенной к ним фотографией стула. А ведь это модель любого языка! Взаимодействие трех элемнтов: значение (статья) - обозначаемое (стул) - обозначающее (фотография). Концептуализм не был однородным течением, его нельзя было вместить в четкие формальные рамки (потому что форма больше не была иконой). Поэтому внутри концептуализма объединялись разные направления:

  • перформанс (performance - исполнение / выступление) - направление, в котором в качестве объекта искусства выступают заранее продуманные действия самого художника (Леди Гага пришла на премию в платье из мяса; Йоко Оно, «Cut Piece», 1965). Часто перфоманс представляется в форме уличных выступлений.
  • хэппининг (happening - событие) - выступления или другого рода события, происходящие при участии художника, но спонтанно, без продуманного сценария. Зритель становится активным участником события и от него многое зависит (Жан-Жак Лебель «Событие», 1966)
  • реди-мейд (ready made - готовый) - художник представляет уже готовый предмет из повседневной жизни в качестве произведения (Марсель Дюшан «Фонтан», 1917). В результате такого представления объект из бытовой сферы переходит в художественную, что рождает новые смыслы.
картина событие венера в лохмотьях
дерево

В это же время, в Италии конца 1960-х, появляется арте повера - бедное искусство. Его представители были против массовой культуры и индустриализации. Они снова обратились к поискам мифов и символов, которые бы наделяли смыслом человеческую жизнь. Художники интересовались простыми формами и природой в поисках содержательности современной жизни (Джузеппе Пеноне «Дверь в дереве, кедр», 2012). Человек и окружающий его мир вновь превращались в объекты искусства. Но уникальным было в арте повера использование природных материалов: камней, простых тканей, песка и др. Зрители становились участниками постановки, отражаясь в зеркальной поверхности картины (Микеланджело Пистолетто «Стоящий человек», 1962, 1982). Сопричастность делает произведение более эмоционально нагруженным.

Посмотрев на разнообразие направлений, подумайте, как найти свой стиль рисования! Может, взять краски и попробовать отыскать его прямо сейчас? Как бы ни менялись стили живописи, искусство всегда в моде.

Читайте также:

1. Современные стили в живописи ХХ века
2. Стили в живописи эпохи модерн
3. Направления в изобразительном искусстве
4. Стили рисования

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.