Современное искусство - предмет множества шуток, потому что его часто можно не узнать. Оно, как и прежнее искусство, складывается из множества стилей и направлений. Стили эти набрали популярность и развивались в перевернувшемся мире живописи второй половины XX века. К ним относятся концептуализм, поп-арт, перфоманс и другие. Очевидная и значимая их особенность заключается в частом отсутствии самого созданного руками художника произведения искусства. Удивительно, правда? Давайте посмотрим на современные стили рисования с примерами!
После середины века
После эпохи модерна и перевернувшей все Второй мировой войны старые идеалы были оставлены позади. В Западном мире от духовных ценностей люди резко переключились на материальную действительность, что заметили чуткие к переменам художники. Последним направлением, тесно связанным с человеком, в середине 1950-х годов стал абстрактный экспрессионизм. В картинах этого стиля переживались вопросы бытия. Их художники эмоционально выплескивали на холст (Джексон Поллок «Номер 17А»; «Номер 1А», 1948). Картина становилась чистым воплощением человеческих чувств. Это направление было торжеством живописного искусства.
Но форма, в которой бы выразилось новое время оказалась совсем другой. В конце 1950-х родился поп-арт - искусство времени перепроизводства. Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Ричард Гамильтон использовали масс-маркет как объекты художественного осмысления. Они делали произведения лишенными личных переживаний и автомифов художника (Рой Лихтенштейн «Бам», 1962).
Люди оказались окружены рекламой и продуктами потребления, из этого теперь строилась действительность, но как к ним относиться? Уникальность нивелировалась (Энди Уорхол «Банки супа Кэмпбелл», 1962), а человеку нужно было соотноситься с окружающим его миром. Представители поп-арта попробовали сделать атрибуты действительности частью искусства, и эта идея сработала (Питер Блейк «На балконе», 1955-1957, «Источники поп-арта», 1967). Происходило включение не-искусства в искусство, наслоение культурных кодов. Узнаваемость брендов делала этот стиль популярным в самых широких кругах.
Искусство переходило в массы. Не нагруженное личными смыслами и символами, оно стало доступно всем. А это делало возможным провести разговор о культуре на понятный каждому язык! Минимализм произошел из поп-арта. Творцы продолжили использовать открытия поп-артовцев, более радикально отходя от старых принципов уникальности и авторства в своем творчестве. Картины минималистов отличались объективностью, простотой формы и потенциальной повторяемостью. Они были больше всего похожи на обезличенные продукты серийного производства. Минималисты даже не создавали картин и скульптур своими руками, они только использовали готовые элементы композиции, так что авторство нарочито устранялось (Дональд Джадд «Untitled», 1988, Дэн Флавин «Монумент, посвященный В. Татлину», 1966; Сол Левитт «Настенные чертежи», 2006). Эти работы мог бы сделать любой человек, следуя указаниям. Произведение искусства в руках минималистов стало представлением идеи, перестав быть представлением своего автора. Не зря Ролан Барт в это же время сделает заключение о «смерти автора». И правда, его роль в новом искусстве максимально мала.
Идея как искусство
Продолжением обозначенных процессов явился современный стиль рисования Концептуализм (от лат. «conceptus» - понятие) (1960-1970-е). Продолжение концептуального направления живет в искусстве и сейчас, пробуя задавать зрителям новые концепты. Его представители были нацелены на исследование идей и процессов в обществе, что часто приводило к отсутствию законченного художественного текста (живописи, скульптуры или другой вид искусства) в привычном смысле. Для концептуалистов главным в произведении была идея, а ее воплощение - чистая формальность (Джозеф Кошут «Один и три стула», 1965; «Неон», 1965).
Эти рассуждения остро обозначили сложность языков искусства. Если всякая идея об искусстве может быть художественным объектом, то художественным произведением картина или книга становится не сама по себе, а благодаря заложенной внутри идее (Марсель Бротарс «Разговоры, тексты, копии», 1972–1973; Джон Балдессари «Картина для Кублера»)!
К чему привело такое направление мыслей художников? На свет появились ставшие героями анекдотов спорные шедевры: стул и фотография заметки с определением понятия «стул» из словаря с приложенной к ним фотографией стула. А ведь это модель любого языка! Взаимодействие трех элементов: значение (статья) - обозначаемое (стул) - обозначающее (фотография). Концептуализм не был однородным течением, его нельзя было вместить в четкие формальные рамки (потому что форма больше не была иконой). Поэтому внутри концептуализма объединялись разные направления:
- перформанс (performance - исполнение / выступление) - направление, в котором в качестве объекта искусства выступают заранее продуманные действия самого художника (Леди Гага пришла на премию в платье из мяса; Йоко Оно, «Cut Piece», 1965). Часто перфоманс представляется в форме уличных выступлений.
- хэппининг (happening - событие) - выступления или другого рода события, происходящие при участии художника, но спонтанно, без продуманного сценария. Зритель становится активным участником события и от него многое зависит (Жан-Жак Лебель «Событие», 1966)
- реди-мейд (ready made - готовый) - художник представляет уже готовый предмет из повседневной жизни в качестве произведения (Марсель Дюшан «Фонтан», 1917). В результате такого представления объект из бытовой сферы переходит в художественную, что рождает новые смыслы.
В это же время, в Италии конца 1960-х, появляется арте повера - бедное искусство. Его представители были против массовой культуры и индустриализации. Они снова обратились к поискам мифов и символов, которые бы наделяли смыслом человеческую жизнь. Художники интересовались простыми формами и природой в поисках содержательности современной жизни (Джузеппе Пеноне «Дверь в дереве, кедр», 2012). Человек и окружающий его мир вновь превращались в объекты искусства. Но уникальным было в арте повера использование природных материалов: камней, простых тканей, песка и др. Зрители становились участниками постановки, отражаясь в зеркальной поверхности картины (Микеланджело Пистолетто «Стоящий человек», 1962, 1982). Сопричастность делает произведение более эмоционально нагруженным.
Посмотрев на разнообразие направлений, подумайте, как найти свой стиль рисования! Может, взять краски и попробовать отыскать его прямо сейчас? Как бы ни менялись стили живописи, искусство всегда в моде.
Ещё:
1. Современные стили в живописи ХХ века
2. Стили в живописи эпохи модерн
3. Направления в изобразительном искусстве
4. Стили рисования
*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.