Упрощение - стиль сезона
Пуантилизм (дивизионизм) - принцип раздельного мазка. Картины этого стиля живописи были тематически близки импрессионизму, но выделялись манерой исполнения. Они составлялись из раздельных точечных мазков, так что получались особенные рисунки (Жорж Сера «Парад», 1888; «Пудрящаяся девушка», 1890). При работе в этом стиле на полотне близко распределялись чистые цвета. Каждый отдельный штрих сосуществовал с окружающими, что требовало использования большого числа оттенков и тонов раздельных штрихов, которые бы сливались вместе. Напоминает работу музыкального оркестра: большое количество элементов, работающих в унисон. Все элементы картины должны были быть в соответствии с другими - строились гармоничные пропорции. Одни художники-пуантилисты были более консервативны (Сера), другие оказались свободнее (Анри Матисс «Роскошь, покой и наслаждение», 1904; Андре Дерен «Биг-Бен», 1907).
Матисс и Дерен не ограничились одним дивизионизмом, переключившись на фовизм (fauves - дикий) - стиль живописи, изображающий «дикие», грубые, непроработанные фигуры в естественной среде обитания. Стиль Анри Матисса и Андре Дерена был охарактеризован этим определением в прессе, освещавшей открытие Осеннего салона 1905 г. Название быстро закрепилось, потому что неплохо отражало суть этого стиля.
Матисс через внешнее демонстрирует близость к простой жизни. Искусство представляется не высшим даром, которым могут обладать только некоторые избранные, а инстинктивным умением, которое может иметь каждый. Похожие задачи ставились художниками - неопримитивистами (Михаил Ларионов «Весна», 1912). Они использовали этнические образы и сюжеты, нарочито упрощая манеру исполнения. Живопись - воплощение самой жизненной силы (Василий Кандинский «Церковь в Мурнау», 1910).
Может, тогда любой детский рисунок можно назвать выполненным в стиле фовизм или неопримитивизм и повесить в картинной галерее? В самом деле, необычайно сложно провести границу между искусством и имитацией в живописи модерна. Но художники этих стилей имели специальное образование (Анри Матисс «Женщина за чтением», 1894;). Матисс, вдохновившись творчеством Поля Сезанна, пробовал разные стили, в том числе и фовизм. Ларионов это делал под влиянием эстетики древнерусских произведений.
Будущее искусства
Путь экспериментов (под влиянием проб препарирования пространства Поля Сезанна) привел других художников к кубизму. Это название, придуманное критиком Луи Вокселем, давшим имя и фовизму. Создателями нового направления считаются Пабло Пикассо («Девушка с мандолиной», 1910) и Жорж Брак («Дома в Эстаке», 1908). Картины обоих мастеров, написанные в стилистике кубизма, похожи между собой. Критики заключили, что творческий человек больше ничего не должен общественности. Все предметы сводятся к геометрическим фигурам, которые не имеют четких границ. Это легко объясняется концептуальными особенностями: разложением поверхностей предметов на плоскости рисунка.
Как разновидность кубизма занимателен орфизм (от Орфея - мифологического героя) - формы и цвета в художественной композиции полностью придумываются живописцем, без опоры на натуру (Робер Делоне «Одновременные контрасты: солнце и луна», 1912). Живопись как никогда приближается к музыке.
С другой стороны развился футуризм (futurum - будущее) - направление итальянского искусства, появившееся с началом XX века. Футуристы отвергали старое искусство и хотели по-новому эстетически осмыслить обновленный мир вокруг себя. Представители направления будущего чаще других выпускали манифесты, в которых пытались сформулировать, почему все старое должно быть сброшено с «Парохода Современности» («Пощечина общественному вкусу», 1912). Обновление футуристов затрагивает все сферы искусства, в том числе и язык, который нужно создать заново (А. Е. Крученых «Дыр бул щыл», 1917). Футуристы бескомпромиссно устремлены в будущее (Умберто Боччони «Город просыпается», 1910), движение захватывает их картины (Джакомо Балла «Динамизм собаки на поводке», 1912;). Футуристический стиль искусства живописи взаимодействовал с кубизмом - кубофутуризм (У. Боччони «Улица входит в дом», 1912; Наталья Гончарова «Велосипедист», 1913). Получалось соединение стилей: форма предметов переносится в постоянное динамическое движение тел (У. Боччони «Атака кавалерии», 1915; Джакомо Балла «Разгоняющаяся машина», 1913).
Пути расходятся
Бурление стилей живописи замедляется с наступлением Первой Мировой войны. Европа и Россия начинают расходиться, но эпоха модерна продолжается еще десятилетие.
Модерн сменяется в советской России единым мощным направлением: Социалистический реализм. Оно доминировало с начала 1930-х до середины 1950-х годов. В это время искусство нового государства оказалось совершенно изолированным от западных течений и стилей.
Соцреалистические картины рисуют мир полусказочного улучшенного настоящего, это стиль сбывшегося великого будущего. Оно воплощается во всей правильности, силе и витальности. Здесь нет места экспериментам стилей эпохи модерна. Наоборот, изображение должно быть универсальным, всем понятным. Эстетика этого направления была обязательна к исполнению, отклоняться от нее было очень нежелательно.
Соцреалистическая живопись изображала мощные тела сильных людей, но при этом обращалась напрямую к духу. Практически воскрешалась философия «в здоровом теле здоровый дух». А тело было нужно для строительства нового, лучшего государства (Александр Дейнека «Бегуны», 1934; «Мать», 1932; «Оборона Севастополя», 1942). Снова выстроилась иерархия жанров, как в классицизме: исторические, социальные картины (Александр Бубнов «Утро на Куликовом поле», 1943-1947), портреты героев. Потом пейзажи - в соцреализме они будто представляли всю Россию в ее бескрайнем величии, часто выступали фоном к портретам (Федор Шурпин «Утро нашей Родины», 1946-1948).
С началом Оттепели соцреализм как стиль трансформируется. От общего, универсального, он постепенно начинает обращаться к частному (Федор Решетников «Опять двойка», 1952). Простой, неидеальный человек снова становится видимым для общества. Примерно в то же время в Европе и Америке искусство шло совсем другим путем. Сюрреализм - направление в живописи и других видах искусства, ставшее популярным в 1920-40 гг.
Интерес художников-сюрреалистов лежал в сфере бессознательного, актуального в то время (революционные идеи Зигмунда Фрейда обсуждались всеми). Сновидения и галлюцинации воплощались на картинах как во сне. Совершенно непредсказуемо соединялись объекты реального мира (Сальвадор Дали «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря», 1938). Самый известный сюрреалист бесспорно Сальвадор Дали, но и авангардист Василий Кандинский в поздний период творчества пробовал себя в этом направлении («Синее небо», 1940; «Вокруг круга», 1940).
Параллельно процветанию рационального стиля тоталитарного СССР, как воплощение иррационального начала набирал фанбазу сюрреализм. Такая парадоксальная история художественных стилей в живописи!
Ещё:
1. Направления в изобразительном искусстве
2. Стили в живописи эпохи модерн
3. Стили рисования
4. Подмалёвок в живописи
*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.