Старт курса: ФЕВРАЛЬ • 5 месяцев • будни
Старт курса: ФЕВРАЛЬ • 5 месяцев • выходные
Все темы блога
23/11/2018

Стили в живописи эпохи модерн

За чинно сменяющими друг друга стилями и направлениями живописи пришла буря искусства модерна. Обновление проникало в живопись все глубже, срывая тяжелые консервативные двери, которые ставились заботливыми академистами несколько веков. Они охранялись общественностью и художниками достаточно бдительно. Но их время уходило и это становилось все очевиднее и необратимее.

эффект солнечного света стог сена
восход солнца

Новое впечатление

Классическое искусство было ориентировано на образцы, оно все время оглядывалось на традиции и правила. Искусство модернизма же питалось настоящим и все яснее предчувствовало будущее (особенно футуризм). Оно летело навстречу прогрессу, изобретениям и человеку. Так какое же оно было?

Во внутренний мир человека художники XIX века проникали через внешнюю обстановку, выстроенную по золотому сечению. Но быстро на смену четкому и социально направленному реализму приходят целые группы стилей и направлений. Каждый из них предлагает новый, ни на что не похожий, язык для разговора о мире реальном и чувственном. Посмотрим на стили живописи эпохи модерн с примерами, чтобы разобраться, чем они различаются.

Довольно быстро реализм развился до новой своей вариации - импрессионизма. Это стиль в живописи, появившийся в 1860-е гг. во Франции и из нее распространившийся в другие страны. Художники-импрессионисты хотели передать мимолетное личное впечатление об окружающем мире, природе и людях. Импрессионисты ушли от социальной направленности реализма в эмоциональную легкость отношений с миром.

бар в Фоли-Бержер обнаженная девушка
завтрак на траве

Настоящий бум произошел в 1863-м. Открылся салон Отверженных, что произвело невероятный резонанс. Почему простая выставка могла взволновать столько людей? Для продажи картин и авторитетного положения художники выставлялись в Салоне. Он был центром творческой жизни, где с новым талантом могли познакомиться покупатели и критики. Те же, чьи работы не попадали в коллекции Салона, могли остаться неизвестными и, следовательно, нищими.

В Салоне принимали классические картины и художников-консерваторов. Независимым новаторам, которых становилось все больше, хода на этот Олимп почти не было. Поэтому, в 1863 году Наполеон III откликнулся на многочисленные жалобы и указал выставить отвергнутые академиками картины, результатом чего стал салон Отверженных. Интересно, что сотни отверженных академиками художников не решились выставить своих картин в салоне Отверженных из-за страха за свою репутацию. Это было разумно, большая часть публики приходила посмеяться над картинами новаторов (не все художники были на самом деле талантливыми).

Все же в новом салоне были выставлены картины Эдуарда Мане, Поля Сезанна, Джеймса Уистлера. Консервативным обществом они воспринимались примерно как фильмы Ларса фон Триера или Валерии Гай Германики сейчас. Картины этих художников были нарочито неидеальные, человек, как и его окружение, оказывался визуально пойманным сочетанием красок («Симфония в белом №1: девушка в белом», 1861-1862). У Мане обнаженные женщины были непростительно чувственны («Завтрак на траве», 1863). Они были не символами, а земными дамами с голыми телами, что было неприлично (Эдуард Мане «Олимпия», 1863).

девушка в белом две девушки в белых платьях
женщина с зонтиком

Как оказалось, это было только началом эпохи модерн. А бурный отклик общества, в том числе критический, только помог перевороту набрать силу. Состоялись еще несколько Салонов Отверженных, а в 1874 открылась «выставка импрессионистов».

Импрессионистов интересовала флора, ее естественность и непосредственность (Клод Моне «Впечатление. Восход солнца», 1872; «Стог сена», 1891). Живописцы часто выезжали на пленэр (Пьер Огюст Ренуар «Женщина с зонтиком в саду», 1875). Вслед за реалистами, они не хотели возвеличивать действительность, отказывались от академизма. Художники импрессионистического стиля живописи рисовали то, что видит глаз, запечатлевали впечатление от предметов. Сюжеты импрессионистов были более личными, скоротечными, чем вскрывающие социальные проблемы темы реалистов. Постимпрессионизм сложнее выделить как конкретный стиль в живописи, потому что он был во многом реакцией на импрессионизм. Художники отталкивались от него и каждый двигался в своем направлении. Поэтому, главное здесь - состояние «пост».

Вневременные пейзажи интересовали Сезанна, начинавшего творческую деятельность среди импрессионистов. Эволюция стиля художника видна на его пейзажах («Гора Сент-Виктуар», ок. 1887; «Залив в Марселе», 1885). Изображающие неизменный вид на гору Святой Виктории, они монументальны, в них нет мимолетности импрессионизма. Другой постимпрессионист, Анри де Тулуз-Лотрек, шел от видимого к ощущаемому, ловил на бумаге характеры своих моделей («Похмелье», 1888).

гора Сент-Виктуар вид на залив в Марселе
желтая корова

От впечатления к выражению

Дальнейшая история стилей совсем не линейна. Направления существуют одновременно и постоянно внутренне взаимодействуют. Художники пробуют себя в нескольких стилях (Пикассо, Гоген, Сезанн, Ларионов и др), творческая жизнь всей Европы кипит.

Начнем с экспрессионизма. Это художественное направление рубежа XIX - XX вв., родившееся в Западной Европе (Германии, Австрии). Представители были сосредоточены на остроте человеческих переживаний - отсюда и название (еxpression - выражение). В отличие от романтиков, тоже занятых внутренними переживаниями человека, экспрессионисты представляли действительность как отражение эмоционального фона живописца. Экспрессионисты считали Ван Гога своим предшественником, у него учились отражать переживания красками. 

Яркие, интенсивные цвета, искаженные формы предметов и людей становились приемами передачи нестабильного внутреннего состояния человека. Стилистика экспрессионизма развивалась внутри художественных групп «Мост» и «Синий всадник» (Франц Марк и Василий Кандинский). Художниками «Моста» предлагалась эстетика эмоций, жизни в движении (Эрнст Людвиг Кирхнер «Варьете», 1909). Постепенно цветовая гамма картин становится более трагичной, часто изображались сцены городской жизни («Берлинская улица», 1913).

похмелье уличная сцена в Берлине
расставание

Франц Марк и Кандинский хотели передать неизобразимые эмоциональные состояния (Франц Марк «Желтая корова», 1911). Их картины наполнены символизмом: корова связывает человека и природу, животное олицетворяет дары природы человеку. Цвета на картинах художников тоже символичны («Синий конь», 1911).

Одним из самых известных экспрессионистов стал Эдвард МункРасставание», 1896). Его тревожный эмоциональный стиль близок эстетике направления . Мунк ощущал природный мир как полный опасности и тревог. Это вызывало страх, полноценно воплотившийся на картинах: кровавые с черным, густо-зеленым и темно-синим цвета создают фон многих картин художника («Крик», 1893). В закате он слышит крик, наполняющий природу, и он ужасен.

Читайте также:

1. Стили рисования
2. Направления в изобразительном искусстве
3. Современные стили в живописи ХХ века
4. Женские образы на картинах Жанет Гишар-Бюнэль

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.