Представьте, что на полотне – небесно-синие подснежники, дышащие свежестью и весной. Но вот в чём парадокс: художник изобразил их в тени большой корзины, а наш мозг всё равно «дорисовывает» яркость красок. Спасибо талантливому мастеру! Он взял множество переходов между голубым и насыщенным синим. И сам цвет становится уже не настолько важным, как его бесконечные игры оттенков. А называется эта градация светотени какого-либо цвета в живописи валёром.
Эжен Делакруа, французский художник, так высказывался на эту тему: «Чем больше я размышляю о цвете, тем больше убеждаюсь, что окрашенный рефлексом полутон есть тот принцип, который должен доминировать. <…> Свет <…> на самом деле есть не что иное, как чисто случайное обстоятельство; цвет в настоящем смысле слова находится в окрашенном рефлексом полутоне».
1. Задачи валёрной живописи
2. Как работать с живописью валёрами
3. Какие мастера писали валёрами
4. Примеры работ изветных живописцев
Задачи валёрной живописи
Градация света и тени определённого цвета позволяет:
- показывать предметы в световоздушной среде более тонко;
- достигать глубины и разнообразия колорита, соотношений переходов тона;
- доводить энергию светлого и тёмного до предела – истинного цвета;
- объединять части в целое, которое появляется из светотени.
Как работать с живописью валёрами
В художественном искусстве постепенного изменения цвета по степени светлости и тёмности добиваются с помощью техники лессировки. Тонкие, почти прозрачные краски наносят друг на друга. Не забывайте, что нижний слой пигмента перед нанесением верхнего должен непременно просохнуть, иначе мы получим грязь и не слишком впечатляющее смешение красок. Как раз благодаря лессировке можно погасить кричащие цвета, придать им силу, звучность.
Какие мастера писали валёрами
Волшебные переливы света и цвета применяли в своём творчестве Тициан, Диего Веласкес, Ян Вермеер, Жан-Батист Шарден, Камиль Коро, Джузеппе де Ниттис, Федерико Дзандоменеги, Василий Суриков, Исаак Левитан и другие. Среди современных российских художников можно выделить Владимира Шинкарёва. Несмотря на то, что эти авторы творили в разные столетия, термин «валёр» был наиболее популярен в ХIХ веке. Сейчас он употребляется достаточно редко.
Анализируя список художников, вы наверняка уже поняли, что никакой привязки к стилям, направлениям, течениям или школам в применении валёров нет. Они помогают выразить силу цвета и импрессионистам, и реалистам, и многим другим мастерам.
Примеры работ известных живописцев
Обратимся к полотну Исаака Левитана «Солнечный день» (1898). Берёзы, траву, деревенские домики обволакивают солнечные лучи, которые так и просятся проникнуть сквозь холст и согреть зрителя. Половина изображённого – в тени, но мы всё равно ощущаем эту буйную летнюю зелень.
Кажется, ещё шаг – и мы окажемся под сенью берёз. Сочность красок вместе с приглушённой палитрой создаёт типичную для автора эмоциональность образов.
Посмотрите, как передаёт Ян Вермеер настроение героев работы «Девушка, пишущая письмо в присутствии служанки». На переднем плане в потоке света – яркая и румяная барышня, торопливо готовящая послание. Первый вариант полетел скомканным на пол, скрипит перо… Фигура служанки, стоящей позади, спокойна. Солнечные лучи пытаются «вырвать» её из тени, и в какой-то момент она становится главным персонажем работы. Её мысли витают где-то далеко, ей и дела нет до волнений хозяйки. А вот и разгадка – на стене, куда не достаёт солнце, скрывая сочность красок. Внимательный зритель видит сцену спасения дочерью фараона младенца Моисея и соотносит сюжет, олицетворяющий примирение, с происходящим в комнате.
Интересно разобрать и «шинкарёвский пейзаж» – понятие уже нарицательное. Одним он может показаться меланхоличным, другим – спокойным и задумчивым. Палитра питерского художника – жёлто-коричневая, белая, серо-чёрная. Темнота, спрятавшая краски дня, как будто приглашает нас поразмышлять наедине с собой, без суеты, в робко пробивающемся мерцании фонарей.
Как насчёт того, чтобы поучиться у мастеров валёра? Возьмите в руку кисть и попробуйте изобразить яркий предмет в темноте! Теперь вы – создатель этого волшебства…
Ещё:
1. Абстрактная живопись. Точка невозврата
2. Пастельные цвета – изысканное послевкусие для творческих гурманов
3. Бытовая живопись
4. Как рисовать дерево
*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.