Все темы блога
12/03/2018

Живые краски пленэра

Пленэрная живопись (фр. «plein air» - «открытый воздух») - как свежий поток в водоеме изобразительных умений. Выход на природу ради творчества дарит часы лицом к лицу с миром. Живопись под теплым летним солнцепеком, бок о бок с цветущими растениями, или на морозном зимнем воздухе неподалеку от горных склонов не сравнить с работой в студии, какой бы уютной и подготовленной к творчеству она ни была.

Утренний солнечный свет на снегу. Эраньи. Камиль Писсарро Камиль Писсарро. Городской парк в Понтуазе
Камиль Писсарро «Утренний солнечный свет на снегу. Эраньи» (слева), «Городской парк в Понтуазе».

История пленэра

Практика рисования на природе выработалась через внимание художников к живому миру. За пределами мастерских они видели предмет интереса в его естественном освещении и во всем сиянии жизни. Никакая лампа не сравнится с солнцем по равномерности распространения его лучей.

Бульвар-де-Фоссе, Понтуаз. К. Писсарро
Камиль Писсарро «Бульвар-де-Фоссе, Понтуаз».

Первые волны рисования на пленэре, еще мало похожего на то, что мы представляем под этим названием сейчас, прокатились по творческой среде итальянских мастеров эпохи Возрождения. Это время отмечено интересом к науке и исследованиям в области ботаники у живописцев.

Жанна-Маргарита Лекадр в саду. Художник Клод Моне
Клод Моне «Жанна-Маргарита Лекадр в саду».

Настоящий расцвет работы под открытым воздухом мы наблюдаем в картинах Клода Моне, Огюста Ренуара, Камиля Писсарро. Их творчество пропитано живостью красок и неудержимостью манеры импрессионистов. Живописцами этого направления выработались основные принципы рисования на природе. Они вводят понятие в активный лексикон творческих людей повсюду.

За ними и другие художники вышли на пленэр. Время рубежа XIX и XX столетий наполнено свежим, летним и весенним, осенним и зимним, воздухом. Он веет с полотен И. И. Левитана, К. А. Коровина, В. А. Серова. 

Сена в Шату. Художник Огюст Ренуар Осень. Художник К. Коровин
Пьер Огюст Ренуар «Сена в Шату» (слева). Константин Алексеевич Коровин «Осень».

В чем секрет пленэра?

Занятие с выходным этюдником не похоже на обычное в классе. Удобнее всего проводить ученический пленэр летом или в конце весны, потому что солнце светит до самого вечера. Каждый может выбрать материал, которым будет работать: акварельная краска, масло, пастель или гуашь. В этом мастер свободен, как и в выборе предмета изображения. Изгиб реки, распускающийся цветок, девушка на лавочке в парке или ротонда на набережной – все, что покажется интересным.

Над вечным покоем. Художник И. Левитан
Исаак Левитан «Над вечным покоем».

Внимательно нужно подготовиться к выходу. В момент вдохновения все необходимое должно быть под рукой: от бумаги разного формата и карандаша, до кисточек нескольких размеров, емкости с водой и клейкой ленты, чтобы закрепить лист.

Березовая роща. Художник Исаак Левитан Осенний день. Сокольники. Художник Исаак Левитан
Исаак Левитан «Березовая роща», «Осенний день. Сокольники».

Пленэр подразумевает быструю работу. День в природе никогда не повторяется дважды, и оттенок неба на следующее утро всегда будет немного отличаться. Поэтому, школа пленэра учит делать моментальный список с окружающей действительности в том неповторимом состоянии, в котором она находится именно сейчас. Лампа в мастерской неизменна, натюрморт никуда сам не уйдет - условия совсем иные.

Антиб утром. Художник Клод Моне
Клод Моне «Антиб утром».

Эта особенность ведет к тому, что на воздухе нет возможности до мельчайших подробностей прорабатывать детали. Так называемые этюды отражают общую картину. Они ловят сочетания красок, изгибы архитектурных форм под навесом листвы соседних деревьев, особый румянец на щеках разгоряченных людей.

Гарданна. Художник Поль Сезанн Вид на залив из Эстака. Художник Поль Сезанн
Поль Сезанн «Гарданна» 1885-86 (слева), «Вид на залив из Эстака».

С другой стороны, один и тот же пейзаж можно изображать бесчисленное количество раз и всегда по-новому. Этим увлекался Моне, возвращаясь к стогам сена. Кроме того, пленэр во многом связан, это нам подсказали импрессионисты (название направления от «impression» – «впечатление»), с личным впечатлением, ощущением. Оно возникает неожиданно и его легко упустить. Поэтому нужно спешить изобразить то, что почувствовали.

Пейзаж с рекой в Голландии. Жан-Батист-Камиль Коро
Камиль Коро «Пейзаж с рекой в Голландии».

Пшеничное поле с кипарисами. Художник Винсент Ван Гог
Винсент Ван Гог «Пшеничное поле с кипарисами».

Ручей в березовом лесу. Художник И. Шишкин
Иван Иванович Шишкин «Ручей в берёзовом лесу» 1883.

Впереди лето, а значит - пленэр! С июня по выходным целых 2 месяца шикарный курс пленэра с профессиональным педагогом. Что рисуем?

  • городской пейзаж,  перспективы улиц
  • городские парки (ограды, фонтаны, беседки)
  • церковную архитектуру
  • городские водоемы (Яуза с горбатыми мостиками)

Ждем вас на пленэре!
Посмотрите видео презентацию курса Пленэр педагога Рац Александра Павловича: