Пленэрная живопись (фр. «plein air» - «открытый воздух») - как свежий поток в водоеме изобразительных умений. Выход на природу ради творчества дарит часы лицом к лицу с миром. Живопись под теплым летним солнцепеком, бок о бок с цветущими растениями, или на морозном зимнем воздухе неподалеку от горных склонов не сравнить с работой в студии, какой бы уютной и подготовленной к творчеству она ни была.
Камиль Писсарро «Утренний солнечный свет на снегу. Эраньи» (слева), «Городской парк в Понтуазе».
История пленэра
Практика рисования на природе выработалась через внимание художников к живому миру. За пределами мастерских они видели предмет интереса в его естественном освещении и во всем сиянии жизни. Никакая лампа не сравнится с солнцем по равномерности распространения его лучей.
Камиль Писсарро «Бульвар-де-Фоссе, Понтуаз».
Первые волны рисования на пленэре, еще мало похожего на то, что мы представляем под этим названием сейчас, прокатились по творческой среде итальянских мастеров эпохи Возрождения. Это время отмечено интересом к науке и исследованиям в области ботаники у живописцев.
Клод Моне «Жанна-Маргарита Лекадр в саду».
Настоящий расцвет работы под открытым воздухом мы наблюдаем в картинах Клода Моне, Огюста Ренуара, Камиля Писсарро. Их творчество пропитано живостью красок и неудержимостью манеры импрессионистов. Живописцами этого направления выработались основные принципы рисования на природе. Они вводят понятие в активный лексикон творческих людей повсюду.
За ними и другие художники вышли на пленэр. Время рубежа XIX и XX столетий наполнено свежим, летним и весенним, осенним и зимним, воздухом. Он веет с полотен И. И. Левитана, К. А. Коровина, В. А. Серова.
Пьер Огюст Ренуар «Сена в Шату» (слева). Константин Алексеевич Коровин «Осень».
В чем секрет пленэра?
Занятие с выходным этюдником не похоже на обычное в классе. Удобнее всего проводить ученический пленэр летом или в конце весны, потому что солнце светит до самого вечера. Каждый может выбрать материал, которым будет работать: акварельная краска, масло, пастель или гуашь. В этом мастер свободен, как и в выборе предмета изображения. Изгиб реки, распускающийся цветок, девушка на лавочке в парке или ротонда на набережной – все, что покажется интересным.
Исаак Левитан «Над вечным покоем».
Внимательно нужно подготовиться к выходу. В момент вдохновения все необходимое должно быть под рукой: от бумаги разного формата и карандаша, до кисточек нескольких размеров, емкости с водой и клейкой ленты, чтобы закрепить лист.
Исаак Левитан «Березовая роща», «Осенний день. Сокольники».
Пленэр подразумевает быструю работу. День в природе никогда не повторяется дважды, и оттенок неба на следующее утро всегда будет немного отличаться. Поэтому, школа пленэра учит делать моментальный список с окружающей действительности в том неповторимом состоянии, в котором она находится именно сейчас. Лампа в мастерской неизменна, натюрморт никуда сам не уйдет – условия совсем иные.
Клод Моне «Антиб утром».
Эта особенность ведет к тому, что на воздухе нет возможности до мельчайших подробностей прорабатывать детали. Так называемые этюды отражают общую картину. Они ловят сочетания красок, изгибы архитектурных форм под навесом листвы соседних деревьев, особый румянец на щеках разгоряченных людей.
Поль Сезанн «Гарданна» 1885-86 (слева), «Вид на залив из Эстака».
С другой стороны, один и тот же пейзаж можно изображать бесчисленное количество раз и всегда по-новому. Этим увлекался Моне, возвращаясь к стогам сена. Кроме того, пленэр во многом связан, это нам подсказали импрессионисты (название направления от «impression» – «впечатление»), с личным впечатлением, ощущением. Оно возникает неожиданно и его легко упустить. Поэтому нужно спешить изобразить то, что почувствовали.
Камиль Коро «Пейзаж с рекой в Голландии».
Винсент Ван Гог «Пшеничное поле с кипарисами».
Иван Иванович Шишкин «Ручей в берёзовом лесу» 1883.
Впереди лето, а значит - пленэр! С июня по выходным целых 2 месяца шикарный курс пленэра с профессиональным педагогом. Что рисуем?
- городской пейзаж, перспективы улиц
- городские парки (ограды, фонтаны, беседки)
- церковную архитектуру
- городские водоемы (Яуза с горбатыми мостиками)
Ждем вас на пленэре!
*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.
Ещё:
1. Пастельные цвета – изысканное послевкусие для творческих гурманов
2. Как подписать картину
3. Творческий рисунок
4. Пленэр в Грузии. Творческое Путешествие Учащихся Школы