Все больше разговоров идет о талантливых женщинах, которым слишком долго доставалось меньше внимания, чем они того заслужили. Художницы начали заниматься творчеством не вчера и даже не в прошлом веке, но им было тяжелее сделать себе имя, чем мужчинам. Тем не менее до нас дошли картины многих интересных дам, своим талантом заслуживших место в нашей культурной памяти. Вспомним имена и творческое наследие четырех удивительных женщин-художников.
Русские художницы
Ранними работами Гончаровой были импрессионистические городские пейзажи, которые быстро заслужили внимание современников. Но художница не остановилась на опробованном и продолжила экспериментировать с направлениями: фовизме (вслед за Полем Гогеном), кубизме, примитивизме. Она использовала тематику крестьянского искусства, активно участвовала в выставках, пользовалась вниманием передовой общественности.
Новой творческой волной стали иллюстрации кисти художницы к сборникам писателей-футуристов, тоже пробовавших расширить границы искусства. Но у авангардистки неожиданно начались проблемы с цензурой. Две ее картины были признаны порнографическими («Натурщица с закинутыми за голову руками», «Натурщица с руками на талии»), что было очень ново для картин женщины-художницы. В 1915 году вместе с мужем Гончарова уезжает за границу, и там они остаются, тяжело переживая разлуку с родиной. Тем не менее художники продолжили писать картины, время от времени выставляясь и подготавливая новые книжные иллюстрации.
Не похожа на Гончарову художница Валентина Михайловна Ходасевич (1894–1970) - племянница известного поэта Серебряного века, член Союза художников СССР. Она тоже была частью русской богемной среды первой трети XX века, но менее ярким и передовым ее представителем. Валентина была женой художника А. Р. Дидерихса, имела близкие знакомства со многими деятелями искусства, некоторое время жила в доме всемогущего М. Горького.
Взаимодействие с творческой средой принесло плоды в виде портретов писателей, среди которых «Портрет Максима Горького» (1918), портрет дяди Владислава Ходасевича (1915). После 1918 художница изменяет портретному жанру, начинает заниматься разработкой костюмов и театральных декораций. Ходасевич оформляет постановку пьесы Н. С. Гумилева «Дерево превращений», позже работает с Большим театром.
Зарубежные художницы
Кало, умеренно применяя стилистику «наивного искусства», развивала жанр автопортрета. Каждое новое self изображение имело свой контекст: фон и окружение помогали его считывать. Они были наполнены значением, в котором и крылся ключ к ее живописи. Наибольшей независимостью отличилась Хильма аф Клинт (1862 – 1944) – шведская художница-мистик. Она стала одним из первых представителей абстрактной живописи.
Это один из тех случаев, когда картины женщин-художников повлияли на становление направления, получившего широкую известность и любовь в артистических кругах. Молодая девушка рано начала интересоваться мистикой, спиритическими сеансами, что было необычайно популярно в европейском и русском обществе конца XIX века.
Конечно, эти увлечения отразились и в абстрактной живописи художницы, к которой она обратилась в 1906 году. Творчество становится проводником между материальным и духовным миром, связь которых зашифрована в изображаемых фигурах и цветах. В 1907 г. Хильма пишет цикл «Десять самых больших», каждая из картин которого представляет зашифрованные в цветочных геометрических построениях периоды жизни человека, от рождения до старости.
Цветовая схема каждой картины символична: синий означает женское начало, желтый – мужское. Оттенки розового отсылают к физической любви, красное означает духовную привязанность.