Все темы блога
12/10/2018

Знаменитые женщины-художники

Все больше разговоров идет о талантливых женщинах, которым слишком долго доставалось меньше внимания, чем они того заслужили. Художницы начали заниматься творчеством не вчера и даже не в прошлом веке, но им было тяжелее сделать себе имя, чем мужчинам. Тем не менее до нас дошли картины многих интересных дам, своим талантом заслуживших место в нашей культурной памяти. Вспомним имена и творческое наследие четырех удивительных женщин-художников.

Автопортрет с лилиями Хоровод
Купание лошадей

Русские художницы

Особенно известными женщины-художники стали во времена расцвета авангарда. Они могли более свободно самовыражаться, экспериментируя с только что придуманными техниками живописи. Одной из таких передовых открывательниц стала Наталья Сергеевна Гончарова (1881–1962). Тезка и дальняя родственница жены А. С. Пушкина оказалась женщиной с не менее интересной судьбой. Дочь скульптора, вышедшая замуж за художника М. Ф. Ларионова, она получила художественное образование. Все было подготовлено к появлению нового живописца.

Ранними работами Гончаровой были импрессионистические городские пейзажи, которые быстро заслужили внимание современников. Но художница не остановилась на опробованном и продолжила экспериментировать с направлениями: фовизме (вслед за Полем Гогеном), кубизме, примитивизме. Она использовала тематику крестьянского искусства, активно участвовала в выставках, пользовалась вниманием передовой общественности.

Осенний лес Кошки
Завтрак

Новой творческой волной стали иллюстрации кисти художницы к сборникам писателей-футуристов, тоже пробовавших расширить границы искусства. Но у авангардистки неожиданно начались проблемы с цензурой. Две ее картины были признаны порнографическими («Натурщица с закинутыми за голову руками», «Натурщица с руками на талии»), что было очень ново для картин женщины-художницы. В 1915 году вместе с мужем Гончарова уезжает за границу, и там они остаются, тяжело переживая разлуку с родиной. Тем не менее художники продолжили писать картины, время от времени выставляясь и подготавливая новые книжные иллюстрации. 

Не похожа на Гончарову художница Валентина Михайловна Ходасевич (1894–1970) - племянница известного поэта Серебряного века, член Союза художников СССР. Она тоже была частью русской богемной среды первой трети XX века, но менее ярким и передовым ее представителем. Валентина была женой художника А. Р. Дидерихса, имела близкие знакомства со многими деятелями искусства, некоторое время жила в доме всемогущего М. Горького.

Портрет мальчика Автопортрет
Портрет Максима Горького

Взаимодействие с творческой средой принесло плоды в виде портретов писателей, среди которых «Портрет Максима Горького» (1918), портрет дяди Владислава Ходасевича (1915). После 1918 художница изменяет портретному жанру, начинает заниматься разработкой костюмов и театральных декораций. Ходасевич оформляет постановку пьесы Н. С. Гумилева «Дерево превращений», позже работает с Большим театром.

Зарубежные художницы

На первый взгляд упомянутые картины были написаны женщинами известных художников. Одной из таких талантливых подруг живописцев была Фрида Кало. Но она, как Н. Гончарова, В. Ходасевич, оказалась больше, чем просто музой. Творчество Фриды подтвердило, что она стала самостоятельным творцом, развивавшим мотивы народного мексиканского творчества.
Портрет сестёр арбузы
Автопортрет с обезьянкой

Кало, умеренно применяя стилистику «наивного искусства», развивала жанр автопортрета. Каждое новое self изображение имело свой контекст: фон и окружение помогали его считывать. Они были наполнены значением, в котором и крылся ключ к ее живописи. Наибольшей независимостью отличилась Хильма аф Клинт (1862 – 1944) – шведская художница-мистик. Она стала одним из первых представителей абстрактной живописи.

Это один из тех случаев, когда картины женщин-художников повлияли на становление направления, получившего широкую известность и любовь в артистических кругах. Молодая девушка рано начала интересоваться мистикой, спиритическими сеансами, что было необычайно популярно в европейском и русском обществе конца XIX века.

Конечно, эти увлечения отразились и в абстрактной живописи художницы, к которой она обратилась в 1906 году. Творчество становится проводником между материальным и духовным миром, связь которых зашифрована в изображаемых фигурах и цветах. В 1907 г. Хильма пишет цикл «Десять самых больших», каждая из картин которого представляет зашифрованные в цветочных геометрических построениях периоды жизни человека, от рождения до старости.

Десять самых больших Голубь
Лебеди

Цветовая схема каждой картины символична: синий означает женское начало, желтый – мужское. Оттенки розового отсылают к физической любви, красное означает духовную привязанность.

Каких талантливых художниц еще Вы знаете? Открывая для себя новые имена и картины, мы немного лучше узнаем себя, так что вперед, в картинную галерею!
Читайте также:
 
Пизанская башня орел